Южные Курилы. Ю-К, Шикотан – какой он, далекий остров?..
В Ю-К прибываем видимо затемно. Мне пока сюда не надо. Мне на Шикотан. Лениво смотрю, как туристы и «первоходы» снимают пирс, чаек на крыше зданий ПКФ Южно-Курильский рыбокомбинат и как радуются снова тому, что на отходе играет «Славянка».
Каюсь, мне и самому была интересна выгрузка с кормы «Фархутдинова» микроавтобуса. Очень аккуратно, сноровисто – выгрузили и поставили на тот самый новый причал. Ну уже не новый, конечно… уже прошло какое-то время с его «сдачи». Он, собственно, и «разрешил» теплоходу «Игорь Фархутдинов» заходить в Ю-К.
***
Отправление на час раньше запланированного.
Значит, в «Малом» (Малокурильское – сокращенное обывательское название еще с середины двадцатого века) будем часов в пять.
Так и вышло.
Где-то за час-полтора до захода уже видели остров, уже заранее таскали вещи, заранее сдавали белье…
***
Сам причал тот же.
И бухта та же…
Красиво.
Неописуемо…
***
На Шикотане полно воронья. Прямо бросается в глаза.
Видимо, поэтому «мусорки» все еще такие же, как и семь лет назад: закрывающиеся на замок желтые вертикальные сосуды диаметром в два метра (приблизительно) и высотой с человеческий рост.
Антивороний дизайн, в двух словах.
***
Шикарная больница.
Не сравнить со старой. Кто помнит – тот поймет.
Как пишут в интернетах – немногие вспомнят, немногие поймут… а я помню почему-то это здание старой поликлиники.
***
А еще появились таксисты. Все-таки прогресс идет, жизнь не стоит на месте. Обороты такого бизнеса, конечно, не ясны – но факт есть факт: минимум две машины с шашечками и одно объявление с тремя телефонами на глаза попались.
***
В ряде мест «заливают» бетоном улицы. Точнее, подъездные пути к домам. Не удалось выяснить, чья это инициатива.
***
Какая красивая бухта Крабовая!..
В тумане.
Серое небо, и удивительного цвета вода – в пасмурную погоду.
И корабли – такие гармонично смотрящиеся на этом пейзаже.
А где-то там, ближе к выходу из бухты, все еще стоят на вечной пристани брошенные суда. Ржавеют, но не тонут…
***
Без транспорта тут делать нечего. Нужен хороший местный проводник, и …четыре колеса. Желательно, полноприводных. Ибо даже на сопку Школьную не всегда можно подняться, а видовых в поселке раз два и обчелся, да и неохота сидеть в поселке, когда вокруг столько неизведанного…
Где ты, туризм и его развитие?..
***
Во второй день был дождь. Планы нанять транспорт и объездить хотя бы окрестности Крабозаводского рухнули… Даже вышедшее солнце (ближе к шестнадцати ноль ноль) не спасло ситуацию: сопки явно были сырые, не для прогулок.
***
На заводе активная стройка. Строят новый цех. На пирсе выросла гостиница для приезжих. Флот активно разгружается на причале…
Все это видно с местной видовой – оборудованной в начале улицы Нагорной. Вид на бухту и на завод.
Завод, конечно, поражает – масштабы, как говорится, космические.
Не зря считается, что Курилы отстроил именно «Гидрострой». Что бы тут было, если б не он?..
***
Люди кормят ворон, как где-нибудь кормят голубей. Бросают им крошки и кусочки…
***
Шикарная вновь отстроенная больница. Первый вопрос – хватает ли там врачей. Благоразумно отказываемся задавать его местным. Не хочется уподобляться настырным недалеким людям, на наших глазах пристававшим к бортпроводникам «Игоря Фархутдинова» с вопросом «А сколько вы зарабатываете?».
***
Погода подвела, и поездить по бухтам не удалось.
***
Просто фото:
***
Прибываем в Малое (Малокурильское), ждем плашкоут.
Когда он заходит, начинается выгрузка грузов (в этот раз это были автомобили), и погрузка грузов на освободившееся место.
У отъезжающих капитан собрал паспорта.
Их выдадут в Ю-К, в бухгалтерии МУП «Докер» при оформлении проездных билетов.
На «Дружбе» можно ехать в кают-компании, а можно и в салоне-трюме, со спальными местами (и даже приобрести во временное пользование постельное белье).
В хорошую погоду путь занимает часа четыре с небольшим.
***
Дельфинов в этот раз не было.
***
Погода резко портится. Еще нет дождя, но небо хмурое прехмурое. Облака нависают. А вдали – Кунашир, и солнце. Позади Шикотан …и тоже солнце.
***
На палубе особо не «понаходишься». Носовая часть предназначена под грузы и находиться там нежелательно, кормовая часть – не всегда интересна.
А борта заливает морская вода.
Периодически все выходят, курят и высматривают дельфинов.
***
В Ю-К заходим около шести вечера. Трап сразу выставляют, пассажиры «могут быть свободны».
Ждем, пока бухгалтерия оформит документы. Хорошо, что нас немного.
Кстати, что характерно, на плашкоуте в этот раз никто не проверяет пропуск, командировочное, наличие трудового договора или иной документ для «легального посещения» пограничной зоны.
***
Все то же, что и в ноябре прошлого года.
Только веселее – в красках уходящего лета.
И опять – где это развитие туризма? Предложение экскурсий на каждом шагу… Лихие таксисты на «Антилопах-Гну», могущие привезти на горячие источники…
Увы.
Без проводника из местных можно и не обойтись.
***
Ввиду хорошей погоды самолет не задерживают.
До свидания, Кунашир.
До следующих встреч.