Каким был Сахалин в 1992 году. Экономика и жизнь

Деньги, Зарплата и Коммуналка…

 
Величина прожиточного минимума (среднегодовая) в 1992 году по информации Госкомстата составляла 1900 рублей.
Для области на островах вероятней всего будет реальной средняя по области сумма 2800 рублей – например, Решением Малого Совета в г. Макарове № 150 от 10.09.92 «О прожиточном минимуме на территории Макаровского района» совокупный доход (читай, прожиточный минимум) устанавливался порядка 1400 рублей на каждого члена семьи, граждане с меньшим душевым доходом должны были быть поставлены на учет отделом соцзащиты, а в Южно-Курильске в ноябре прожиточный минимум (принятый комитетом по соцзащите населения) для неработающих, нетрудоспособных, пенсионеров и инвалидов составил 2500 рублей.
Необходимо также помнить о темпах инфляции и невозможности строго учета таких величин в сопоставимых ценах.
Среднемесячная заработная плата составляла порядка 10-15 тысяч рублей.
При этом цены на коммунальные услуги (середина года, по материалам СМИ и архивным документам) составляли:

  • Вода 10 руб/куб,
  • Водоотведение 3,69 руб/куб,
  • Электричество 22 копейки за киловатт-час (городское население), 16 копеек за киловатт-час (сельское население)
  • Квартплата (в июне) составляла около 2 рублей с человека за квадратный метр при площади до 12,5 кв.м., 3,38 рублей при площади выше…

Предельные цены с 01.10.1992 г. (Постановление Губернатора Сахалинской области от 30.09.1992 № 266): 

  • Хлеб из пшеничной муки – 14 рублей
  • Хлеб Дарницкий – 12 рублей

Меньше, чем через месяц Постановлением № 290 цены были установлены 20 (18 для хлеба из муки второго сорта) и 14 рублей соответственно.
Но что характерно уже в августе (Сахалинский нефтяник, 27.08.92) в Охинском районе хлеб из высшего сорта стоил от 15,3 рублей до 19,6 рублей. Цены на хлеб из муки первого сорта и Дарницкий оставалиь прежними – 10 рублей.
Оплата детского садика (Поронайский район): 432 рубля (до 13 часов), 475,2 рубля (свыше 13 часов)…
P.S.
Для сравнения и понимания вышеприведенного: бюджет Горнозаводска в 1992 году – доходная часть равна 27 382 400 рублей (информация на июнь 1992 года; в дальнейшем бюджет корректировался в соответствии с инфляцией, ростом доходов граждан – именно подоходный налог составлял в нем ПОДАВЛЯЮЩУЮ часть бюджета).
В ноябре 1992 года бюджет Охи (проект, «Сахалинский нефтяник» от 17.11.92) в доходной части составлял почти 921 млн. рублей.
P.P.S.
Несмотря на то, что зарплаты были сравнительно высоки  и в общем и целом могли обеспечить более менее сносную жизнь – из-за катастрофической ситуации с наличностью часть ее (50-70%, не более 10 000 рублей)  выплачивалась чеками или зачислялась на вклады. Взять ее с которых не было возможности.
Кстати, некоторые коммерческие и торговые структуры не хотели принимать и не принимали и чеки.
 

Детали жизни девяносто второго года…

 
В 1992 году, в самом начале, к безработным уже было иное отношение. Это в принципе становилось «нормальным».
Это в 1991 году было действительно нечто еще невиданное. Нет, конечно были и скрытые безработные, и различные «тунеядцы» с «нетрудовыми» доходами. Но официальных безработных, которые «прям как у них, за бугром», было очень мало.
А в начале 1992 года безработным уже писали памятки в газетах, разъясняя им их права и обязанности.
Первые три месяца безработным гражданам устанавливалось пособие в размере 75% от среднего заработка за календарный год по последнему месту работы, следующие четыре – 60 %. Последние пять – 45 %. Иными словами, так или иначе, практически целый год можно было получать около половины зарплаты ничего не делая. Достаточно было лишь за последни год иметь хороший заработок…

***

В июне 1992 года торговля молочными продуктами в Невельске стала сворачиваться. С 01.06.1992 года сняты дотации на совхозное молоко, цена сдачи поднялась до 4 рублей. При этом после приватизации ряда магазинов новые хозяева НЕ СПЕШИЛИ заключать договор на молочную продукцию (что было странно при растущем общем спросе).
В связи со снятием дотаций на мясо ликвидировались предприятия мясной промышленности. Например, свиноферма в совхозе Невельский…
И без того скудные прилавки грозили обеднеть.
Цена комбикорма – уже более 20 рублей. Приемная цена килограмма мяса (в который надо очень много вложить комбикорма) – 40 рублей…
ГРИМАСА ВРЕМЕНИ: при наличии рядом модуля рыбкоопа мясо ежедневно отправлялось на Холмский мясокомбинат… местного мяса в Невельске бывает и не видели толком долгое время.

Еще по теме статьи можно почитать:  Портрет поэта углегорскими красками

***

На полях шли битвы за урожай.
1992 год – еще не развалились сельскохозяйственные предприятия, и число фермеров продолжало расти. Совхозам была необходима шефская помощь. С торгующими организациями практически принудительно заключались договоры – во избежание продовольственного кризиса (во многих местах отмечалась слабая работа торговых организаций по закупке у местных производителей, неполное освоение выделенных фондов).
Привлекались к битве за урожай – ВСЕ.
В Макаровском районе в 1992 году (июль-август) работникам и членам семей бывшего  МакаровТорга (далее – «Маркетинг» и «Меркурий») выплачивали 100 (!) рублей в день за участие в сборе картофеля. Не возбранялось и кое-что взять с собой. Бесплатно.
Несколько позже с жителями стали расплачиваться долей урожая, содействовали в доставке заработанного. В Невельском районе по примеру 1991 года разрешали до 50 процентов собранного урожая купить прямо на поле. Естественно, без различных торговых и розничных наценок. На уборку урожая в районе ехали добровольно…
А в Поронайском районе дела в части реализации земельной реформы и сельского хозяйства вообще шли отлично: 54 садово-огородных товарищества, 34 крестьянского хозяйства (читай, фермерского).

***

Отсутствовало самое необходимое и востребованное. Хлеб расхватывали моментально.
И дело было не только в нехватке сырья и дефиците в производстве хлеба. Нет. Некоторые, правда, еще с «советских времен» покупали хлеб для свиней, но причина была не в этом. На самом деле коммерциализированные магазины во избежание скопления остатков заказывали хлеба меньше: давали заниженные заявки,  не вовремя их уточняли.
Появлялись частные пекарни – в просторечии «Дока-хлеб». В некоторых из них в тесто добавляли сыворотку – и вкус был просто великолепный.

*** 

Для подготовки Поронайского района к зиме по минимуму – требовалось 43 миллиона рублей (газета «Звезда», № 116 от 18.06.1992 г.). Работы велись, конечно, и без финансирования – хозспособом, либо с использованием имеющихся материалов, но сумма по ценам 1992 года все равно впечатляет. Особенно если учесть, что требуемая реконструкция центральной котельной даже не планировалась.
Возвращаясь к бюджету Горнозаводска, в частности к доходной его части – необходимая сумма превышала почти в полтора раза бюджет этого малого города…

***

Алкоголь был. И продавался по завышенным ценам, причем – прямо у магазинов с примитивных прилавков. Причем, в связи с отсутствием какого-либо действенного контроля продавцы даже не заботились получением лицензий на торговлю.
Характерная гримаса времени – получи лицензию в «мэрии» и торгуй где хочешь и даже без прилавка… Сейчас это кажется насмешкой.
Цена одной бутылки водки – 250 рублей (при госцене около 150 рублей). Причем, торговать водкой разрешалось ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ вполне официально (!). В Поронайском районе лицензионный сбор для физлиц составлял 1875 рублей за месяц. То есть рыночная цена восьми бутылок водки…
А вот в Макаровском районе и налоговая, и правоохранительные органы, и отдел торговли «мэрии» выступали против такой торговли единым фронтом – и результаты были гораздо выше, чем у поронайцев.

 

БУМАЖНЫЕ ЗАВОДЫ

 

Увы, это вообще отдельная история. В 1991-92 гг. упал спрос на продукцию, снизилась выработка. Общая инфляция и экономический кризис ударил по заводам очень больно. И это в области, которая давала 7 (!) процентов бумаги и бумажной продукции стране, в области, из которой продукция продавалась даже на экспорт…
Дела шли ни шатко, ни валко. В 1992 году кое-как стало выправляться положение в Поронайске: в июне наконец-то стало выполняться полное производственное задание. При этом существовали проблемы со сбытом целлюлозы, но увеличился спрос на производимую тару.
В Холмске же в июне 1992 года местный ЦБЗ стоял уже два месяца… («Холмская Панорама», № 70 от 18.06.92). Примечательно, что одной из причин неплатежей называли то, что «счета непонятно почему не доходят до получателей, оседают неизвестно где, расчеты своевременно не производятся». Кстати, на ЦБЗ было установлено новое импортное оборудование, завод был готов работать…
А рынка сбыта не было. Никто не был в состоянии произвести предоплату.
«Кто виноват в том, что сегодня в банках счета выбрасывают в урны, корзины, до получателей они не доходят?»…
 

Еще по теме статьи можно почитать:  Меры по увеличению рождаемости на Сахалине признаны эффективными и должны быть реализованы по всей стране

СФЕРА УСЛУГ

 
Ремонт бытовой техники – при первичном расцвете – уже к концу 1992 года испытывал трудности. Выгоднее было работать в частном порядке, нежели в форме предприятия. Так, в Макарове «Рембыттехника» окончательно прекратила работу где-то в 1998 году, но уже с 1993 года дела там шли ни шатко, ни валко. К слову, выручала присутствующая в ней же студия звукозаписи – запись популярных и не популярных аудиокассет за деньги.
В Поронайске в апреле 1992 года месячная выручка аналогичного местного предприятия, занятого обслуживанием и ремонтом, составила 60 тыс. рублей. Всего лишь. Львиная часть ушла на налоги. Развитие останавливало и отсутствие запчастей, отсутствие автотранспорта (для выезда на дом)…
Ремонт холодильника в районе обходился в сумму порядка 2000 рублей. Новый холодильник стоит 18 000 рублей. Мини-холодильник (тип «Морозко-3М») стоил 3400 рублей…

*** 

В Макарове при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в принципе – в квартирах по проекту были установлены дровяные и угольные титаны.
Интересно, но с точки зрения пожарной безопасности в двухтысячных наличие в благоустроенной квартире титана не приветствовалось. Выписывались штрафы, предписания с требованием демонтировать либо не эксплуатировать такой титан…
А в связи с нехваткой дров и угля многие ходили мыться на ЦБЗ, на шахту – договариваясь с банщицами, работниками данного цеха, и т.п. 

*** 

Бурно расцветало казачество.
Повсеместно были организованы т.н. «станицы».
«Казаки» празднично наряжались. Быть «казаком» было модно…
Ходили даже разговоры отправлять казаков на Курилы в качестве охранников – и землю курильскую защищать, и рыбзаводы охранять.
Только вот с финансированием был вопрос…

*** 

Как зарабатывать молодежи, даже если взрослые порой не у дел?
Кто-то надеялся на помощь – но очень много молодых людей пыталось заработать деньги самим.
Искали работу, устраивались на малооплачиваемую, переучивались.
В Невельске же школьники нашли свою нишу – совсем как на материке – и стали мыть машины. В середине июня заработок составлял порядка 100 рублей.
Для справки: в Южно-Сахалинске уже в 1991 году мыли машины. Причем, по мнению автора заметки («Советский Сахалин», 17.08.1991 г.) запрашиваемая цена («пятерка») была божеской. Напомним, что в 1991 году, в августе, пять рублей – это еще были пять относительно полновесных советских рублей, синего цвета.
Кстати, почему-то это считалось положительным началом… по крайней мере, научатся уважать заработанный рубль – так говорили.
Также среди молодежи процветала спекуляция сигаретами (продажа их сверстникам в школах), платная запись аудиокассет популярных исполнителей. Кое-где уже парни приступили к помощи в авторемонте взрослым товарищам.
Не обошлось и без значительного криминала…  В Макаровском районе молодежь «разгружала» грузовые автомобили – вскрывая тенты и сбрасывая товар прямо на дорогу, с которой ее собирали другие вовлеченные в это подростки.

Еще по теме статьи можно почитать:  Город не может жить без театра. Картина третья

*** 

НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ  в бизнесе – бич становления капитализма. В 1992 году громадное число предприятий не имело сбыта. При этом потенциальные потребители закупались в другом месте.
Цена? Возможно. Но для этого необходимо было быть гибче.
Пожалуй, сказалась многолетняя практика плановой и договорной экономики. Когда хочешь не хочешь – а карман один, большой, государственный, – вот и покупали, где ближе, где дальше, но всегда по указке договора.
Не особо считаясь с расходами.
Проблемы сбыта влекли проблемы оплаты долгов. В том числе и по зарплате. В 1992 году в мае-июне на поронайском заводе «Сахалинстройдеталь» (причем, арендном – т.е. достаточно экономически гибком, хотя в теории) даже выражали недоверие руководству.
Второй проблемой были РАЗОРВАННОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, частично вытекавшая из НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ. Отсюда сокращение продуктов в магазинах (недостаток продуктов питания), проблемы с хранением товаров…
«В магазинах допускаются перебои в торговле картофелем и овощами, мясом и колбасными изделиями, молоком и молочной продукцией, несмотря на избыток их на мясокомбинате и арендном предприятии «Южно-Сахалинский молокозавод»… – из Постановления мэра Анивского района № 274 от 01.04.1992 г.
Проблемы, наложенные на то, что свободными цены стали не для всех, наложенные на резкое снижение (или прекращение) снабжения от «фондов», на неисполнение решений и постановлений муниципалитетов в части обязательности заключения договоров, выделении части продукции для обеспечения больниц, детсадов и пенсионеров, привели к тому, что в области, пока еще обеспеченной товарами, начал наблюдаться гигантский дефицит.
В результате чего карточки распространялись очень широко…
Нормирование товаров (читай, выдача по талонам или карточкам) продолжалась с 1991 года.
По некоторым впечатлениям и воспоминаниям, карточки выдавали практически на все, включая алкоголь и сигареты. Причем, на первое – с 21 года, а на второе – с 16 лет («Звезда», июнь 1992 г., «Памятка работникам ЖКО»).
При этом, однако, имела место и продажа в нагрузку.  Газета «Звезда» от 25.06.1992 г. сообщала, что местный рыбкооп перестал продавать водку вкупе с проросшим и загнившим луком, а заменил его тремя банками наваги. «Почему именно три банки? Ну и недогадливые! Бутылку-то берут на троих, вот и закуску каждому по банке. …А может… Может боятся, что без наваги водку никто не купит?»
Нормы продаж продуктов по потребительским карточкам (октябрь, Оха – газета «Сахалинский нефтяник» за 09.10.92):

  • масло растительное – 250 грамм,
  • сахар 1 кг,
  • табачные изделия (с 18 лет) по 10 пачек,
  • чай 0,6 кг на четвертый квартал,
  • соль 1 кг на четвертый квартал.

Нормы продаж на ноябрь:

  • крупа 2 кг на квартал,
  • зубная паста один тюбик на квартал,
  • рис 1 кг,
  • настойка или вино одна бутылка (с 21 года),
  • водка также одна бутылка (с 21 года).
  • сыр – 0,5 кг.

Нормы продаж в декабре остались прежними…

*** 

Дикий-дикий бизнес прятал и скрывал сведения о своей деятельности.  Несвоевременно перечислялись налоги (НДФЛ за работников, налог на добавленную стоимость). На руководителей накладывались административные штрафы… Предпринимательская деятельность велась и без регистрации. Таких граждан выявляли, штрафовали, удерживали деньги в счет невыплаченных налогов… «Вряд ли можно говорить, что в массе своей они (т.е. малые предприятия – прим. авт.) начинают играть ключевую роль в переходе экономики района на рыночные рельсы, настраивать сферы производства и услуг на более полное удовлетворение запросов людей».
Пожалуй, это действительно правда.
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *