Как еще можно передавать опыт по безопасному производству работ или О чем еще рассказывать на целевых и внеплановых инструктажах

Одна из основных ошибок при проведении целевого или внепланового инструктажей – а точнее намеренных упущений – это формальный подход к ним.
Одна из основных причин этому – «нечего рассказывать», «все уже сто раз обсуждали».
Приведем два момента, на которых можно заострить внимание для избежания ситуации «не о чем говорить», которые несомненно будут полезны и для инженеров по ОТ (хотя они и не проводят целевые и внеплановые инструктажи), и для непосредственных руководителей.

Заметка Первая.

В ряде иностранных компаний приняты помимо обязательных собраний непосредственно по безопасности труда (именно так лучше переводить Safety Meeting, т.к. термин «Охрана труда» несколько шире, и более полно отражается в английском языке словосочетанием Occupational Safety) проводятся ежесменные собрания перед началом работ. Их формат может различаться, к тому же они не подменяют обязательные инструктажи (проводимые непосредственным руководителем – мастером, бригадиром, и т.п.), однако в подавляющем большинстве предприятий ведет их именно специалист по ОТ. Приводимые в данной статье советы можно и нужно использовать и на таких ежесменных собраниях.

Заметка Вторая.

Приведенные в статье советы можно и нужно использовать еще и при методическом содействии в организации внепланового инструктажа.
Цитата из Постановления 1/29:
«2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – более двух месяцев);
по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий».
Мы рекомендуем расширять трактовку пункта 2.1.6 и рассматривать третий абзац в том числе и для предприятий одной группы компаний, одной отрасли, соседних предприятий (например, при проведении общих для всех отраслей работ), и т.п.

Еще по теме статьи можно почитать:  Продлено трехстороннее соглашение: введены правила Vision Zero, уполномоченным по охране труда представляют оплачиваемое время для исполнения своих функций

Момент первый.

Часто используется на практике, в т.ч. подчеркивается различными обучающими методиками. Кратко звучит как «Что может пойти не так» и «Чем сегодня отличается от вчера».
На самом деле отличия условий работы для наступающей смены от предыдущей всегда есть. Изменение погодных условий, прогресс в производимой работе (достижение ключевой точки в процессе), перенос места работ, применение других инструментов (методик, технологий). Даже психологические факторы должны быть учтены: например, не секрет, что в день предшествующий отъезду с площадки (вахты) ввиду предвкушения этого события понижается внимание работников, их производительность. Аналогичную ситуацию можно наблюдать при «заезде» на вахту: работники еще не вошли в ритм, подзабыли особенности работы.
Рассмотрение изменений на ежесменном собрании (а равно и на «планерке») и их обсуждение в виде диалога вполне может раскрасить серое «не о чем говорить». Более того, при двустороннем обсуждении, вовлечении работников (а не только руководителей) будет предусмотрено и обнаружено несколько больше потенциальных опасностей и рисков.
Все приведенное в полной мере применимо и к целевым инструктажам.

Момент второй.

Применяется в крупных компаниях. В общем случае звучит как «Сообщение о происшествии». На практике это как правило информационный листок, содержащий краткую информацию об инциденте, несчастном случае: место, описание, краткие выводы при расследовании (причины, меры по предотвращению). Работникам крупных компаний это вполне известно. Если же на вашем предприятии такая практика отсутствует – рекомендуем на первых порах использовать информацию из журналов, ГИТ, Интернета.
Некоторые советы:

  • если предприятие не входит в общую с вами структуру не стоит озвучивать его наименование, и уж тем более называть имена, суммы выплат, иную персонализированную информацию – ваша задача разъяснить что произошло и почему, а также как этого можно избежать;
  • используйте только официальную проверенную информацию, в случае неясностей не стройте догадки, просто сообщите, что данный момент остался непроясненным;
  • досконально разберитесь, что произошло и «приземлите» происшествие к условиям вашего предприятия – вероятность наступления происшествия, аналогичность факторов, используемый инструмент и т.п.
Еще по теме статьи можно почитать:  Новые правила противопожарного режима в РФ, 2021 год

Также рекомендуем использовать (по возможности) практику анализа уже проведенных (выполненных) работ: замеченные ошибки персонала, вновь вскрытые и неучтенные обстоятельства, и т.п. Использовать данную информацию нужно не только на инструктажах. В случае необходимости следует как можно скорее вносить изменения в технологические инструкции, инструкции по охране труда.

Помните, обучение по охране труда – это не только передача коллективного опыта и знаний, но еще и обмен опытом и знаниями. В том числе и между работниками предприятия. Вот почему так важно налаживать двустороннюю связь на собраниях по безопасности труда и инструктажах по ОТ…
© Область на островах

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.

Извиняемся, что отвлекаем... но это важно!

Если вы хотите получить консультацию, задать вопрос - то напишите нам: oblast@it-sakh.net

Если вам понравилась статья — пришлите ваш e-mail (адрес электронной почты), чтобы получать рассылки от нас.

В них будут интересные статьи, новые и новенькие обзоры , а также (!) — и это впервые — уроки в виде полезных советов, лайфхаков и тонкостей/хитростей про экономичные траты, оптимизацию процессов и столько еще всего! 

Спасибо!

Попробуйте еще раз, произошла какая-то "ашыпка"

Область на островах will use the information you provide on this form to be in touch with you and to provide updates and marketing.