Как еще можно передавать опыт по безопасному производству работ или О чем еще рассказывать на целевых и внеплановых инструктажах

Как еще можно передавать опыт по безопасному производству работ или О чем еще рассказывать на целевых и внеплановых инструктажах

Одна из основных ошибок при проведении целевого или внепланового инструктажей – а точнее намеренных упущений – это формальный подход к ним.
Одна из основных причин этому – «нечего рассказывать», «все уже сто раз обсуждали».
Приведем два момента, на которых можно заострить внимание для избежания ситуации «не о чем говорить», которые несомненно будут полезны и для инженеров по ОТ (хотя они и не проводят целевые и внеплановые инструктажи), и для непосредственных руководителей.

Заметка Первая.

В ряде иностранных компаний приняты помимо обязательных собраний непосредственно по безопасности труда (именно так лучше переводить Safety Meeting, т.к. термин «Охрана труда» несколько шире, и более полно отражается в английском языке словосочетанием Occupational Safety) проводятся ежесменные собрания перед началом работ. Их формат может различаться, к тому же они не подменяют обязательные инструктажи (проводимые непосредственным руководителем – мастером, бригадиром, и т.п.), однако в подавляющем большинстве предприятий ведет их именно специалист по ОТ. Приводимые в данной статье советы можно и нужно использовать и на таких ежесменных собраниях.

Заметка Вторая.

Приведенные в статье советы можно и нужно использовать еще и при методическом содействии в организации внепланового инструктажа.
Цитата из Постановления 1/29:
«2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями – более 30 календарных дней, а для остальных работ – более двух месяцев);
по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий».
Мы рекомендуем расширять трактовку пункта 2.1.6 и рассматривать третий абзац в том числе и для предприятий одной группы компаний, одной отрасли, соседних предприятий (например, при проведении общих для всех отраслей работ), и т.п.

Еще по теме статьи можно почитать:  Еще немного об обязанностях стропальщика в области охраны труда

Момент первый.

Часто используется на практике, в т.ч. подчеркивается различными обучающими методиками. Кратко звучит как «Что может пойти не так» и «Чем сегодня отличается от вчера».
На самом деле отличия условий работы для наступающей смены от предыдущей всегда есть. Изменение погодных условий, прогресс в производимой работе (достижение ключевой точки в процессе), перенос места работ, применение других инструментов (методик, технологий). Даже психологические факторы должны быть учтены: например, не секрет, что в день предшествующий отъезду с площадки (вахты) ввиду предвкушения этого события понижается внимание работников, их производительность. Аналогичную ситуацию можно наблюдать при «заезде» на вахту: работники еще не вошли в ритм, подзабыли особенности работы.
Рассмотрение изменений на ежесменном собрании (а равно и на «планерке») и их обсуждение в виде диалога вполне может раскрасить серое «не о чем говорить». Более того, при двустороннем обсуждении, вовлечении работников (а не только руководителей) будет предусмотрено и обнаружено несколько больше потенциальных опасностей и рисков.
Все приведенное в полной мере применимо и к целевым инструктажам.

Момент второй.

Применяется в крупных компаниях. В общем случае звучит как «Сообщение о происшествии». На практике это как правило информационный листок, содержащий краткую информацию об инциденте, несчастном случае: место, описание, краткие выводы при расследовании (причины, меры по предотвращению). Работникам крупных компаний это вполне известно. Если же на вашем предприятии такая практика отсутствует – рекомендуем на первых порах использовать информацию из журналов, ГИТ, Интернета.
Некоторые советы:

  • если предприятие не входит в общую с вами структуру не стоит озвучивать его наименование, и уж тем более называть имена, суммы выплат, иную персонализированную информацию – ваша задача разъяснить что произошло и почему, а также как этого можно избежать;
  • используйте только официальную проверенную информацию, в случае неясностей не стройте догадки, просто сообщите, что данный момент остался непроясненным;
  • досконально разберитесь, что произошло и «приземлите» происшествие к условиям вашего предприятия – вероятность наступления происшествия, аналогичность факторов, используемый инструмент и т.п.
Еще по теме статьи можно почитать:  Пример инструкции по охране труда при производстве земляных работ

Также рекомендуем использовать (по возможности) практику анализа уже проведенных (выполненных) работ: замеченные ошибки персонала, вновь вскрытые и неучтенные обстоятельства, и т.п. Использовать данную информацию нужно не только на инструктажах. В случае необходимости следует как можно скорее вносить изменения в технологические инструкции, инструкции по охране труда.

Помните, обучение по охране труда – это не только передача коллективного опыта и знаний, но еще и обмен опытом и знаниями. В том числе и между работниками предприятия. Вот почему так важно налаживать двустороннюю связь на собраниях по безопасности труда и инструктажах по ОТ…
© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *