STOP-карты. Советы по практическому применению программ по улучшению условий труда и повышению безопасности труда

Нередко компании, вводящие STOP-карты либо их аналог, сталкиваются с формальным (и даже саркастическим) отношением к ним даже на уровне руководителей высшего звена.

 

Нередко компании, вводящие STOP-карты либо их аналог, сталкиваются с формальным (и даже саркастическим) отношением к ним даже на уровне руководителей высшего звена.

Прежде всего - необходимо обучение работников: для чего и зачем это нужно в реальности. Обучение (по охране труда как таковое и обучение наблюдательности) необходимо в том числе и подрядчикам, и субподрядчикам, которые по договору должны соблюдать требования по охране труда заказчика, в том числе и участвуя в программе наблюдений за безопасностью.

После этого этапа необходимо формирование принципа «устранение». Необходимо поощрять любое информирование работником руководителя (мастера, бригадира) о небезопасной ситуации. В идеале – отказ работником от выполнения задания в случае условий, угрожающих его (или окружающим) здоровью, повреждением имущества и механизмов.

Для получения действенной системы, как ни странно, важен хороший личный контакт с работниками. Только в этом случае возможно эффективное взаимодействие в части устранения опасностей. Самым главным является устранение психологического барьера информирования об опасных ситуациях и потенциальном травмировании. Прежде всего это устраняется путем привлечения к деятельности лидеров среди работников, демонстрацией допустимости такого поведения, поощрения такого поведения. Главным мотивом должно стать истинное (а не декларируемое – что тоже очень важно) желание не допустить травмирования работника. Причем не только и не столько ввиду материальных причин и последствий (расследования, выплаты работнику, штрафы контролирующих органов, и т.п.), сколько по причинам личностно-деловым (например, принцип «там, где работаю, сделаю все, что бы люди были здоровы – и не отступлю»). Именно такое поведение оказывает значительное влияние на людей.

Другим допустимым способом – больше неформального общения при подходящем случае. Будьте осторожны – если вас уличат в том, что называется «лезть в душу» - вы потеряете уважение навсегда. Людям приятно, когда с ними общаются, в т.ч. и на равных. Но не переусердствуйте. Не следует забывать, что вы все же руководитель, хотя для опыта можете (и обязаны) обратиться к подчиненным – ведь такое встречается очень часто.

Также ключевым этапом является введение принципа «вмешательства». Право любого работника остановить небезопасную работу должно быть действенным, а не декларируемым. Следует поощрять такое поведение для начала среди лидеров, в дальнейшем для всех работников.

Необходимо помнить, что сами по себе STOP-карты не есть панацея. Наблюдение и идентификация опасных ситуаций (опасного поведения) не могут быть достаточными мерами. Именно вмешательство, пресечение, побуждение к безопасной работе и формируют культуру безопасности на производстве.

© Область на островах

Назад

comments powered by Disqus