Либерализация цен. Сахалинская область – как это было

Третьего декабря 1991 года, еще при формальном существовании СССР, но уже при всеобщем понимании, что силу в России имеет именно Ельцин, издается Указ Президента № 297 «О мерах по либерализации цен», положивший начало реальной деятельности «шоковой терапии» и свободной рыночной экономике  на территории РСФСР.

 ***

Подготовка к переходу к рынку началась не вдруг. Еще задолго до путча руководители страны всесторонне изучали вопрос и искали решения. Выдержка из Постановления Съезда народных депутатов от 04.04.1991 г. гласит:

Обстановка в Российской Федерации остается сложной. Углубляются кризисные процессы, затрагивающие все стороны политической и социально – экономической жизни. Усиливается разбалансированность в экономике, разрушаются хозяйственные связи между регионами и предприятиями, сокращается объем национального дохода, в большинстве отраслей народного хозяйства падает выпуск продукции. Критическое положение сложилось со снабжением продовольственными и промышленными товарами, не выполняются социальные программы, усиливаются инфляционные процессы, снижается уровень жизни населения. Нарастает экологический кризис.

Одним из неосуществленных решений, направленных на изменение ситуации, можно считать создание ГКЧП и введение чрезвычайного положения. Существует мнение, что в числе прочих причин создания ГКЧП было противодействие ходу реформ, переходу на исключительно рыночные отношения, а также наличие правового нигилизма и отсутствие четких механизмов взаимодействия между Россией и СССР. Последнее было наиболее важно на фоне попыток отделения от Союза ряда республик – т.е. фактического развала страны.
Другие решения предполагали исключительно экономический характер – без введения диктатуры, чрезвычайного положения, иных крайних мер.

***

Через месяц после путча Верховный Совет РСФСР в своем постановлении № 1665-1 отмечает, что кризис в  стране продолжает углубляться, идет процесс произвольного захвата союзной собственности, «не используются новые возможности победы демократической революции в августе 1991 года». Последнее – крайне интересное замечание и интерпретация известных событий. О каких возможностях идет речь, не совсем ясно. Очевидно, победа над ГКЧП должна была считаться окончательной победой над старым (устаревшим) строем.

В числе прочих в указанном Постановлении Президенту РСФСР предложено до 01.11.1991 г. разработать программу стабилизации экономики и переходу к рыночным отношениям.

ВАЖНО. До сих пор существует устойчивое неверное мнение, что последовавшие с 1992 года реформы – суть продолжение перестройки Горбачева. На самом деле, карьера Горбачева как политика завершилась в 1991 году сложением полномочий Президента СССР. Реформы 1992 года не являлись и не могли являться продолжением перестройки. Также отметим, что несмотря ни на что, у реформ 1992 года все же существует определенная последовательность в выполнении, определенное планирование, прогнозирование и логика.
Меж тем, в перестройке Горбачева восьмидесятых никакой логики не усматривалось  –  главным было лишь то, что «процесс пошел». Этого уже было достаточно.

Еще по теме статьи можно почитать:  Курильские байки. Сухой закон (история нашей области, Шикотан, двадцатый век...)

01.11.1991 г. Съезд народных депутатов одобряет основные принципы экономической реформы, предложенные Президентом, и поручает Правительству и Президенту принять нормативные акты, направленные на обеспечение исполнения ранее принятых актов РСФСР касательно реформ.

Третьего декабря 1991 года, еще при формальном существовании СССР, но уже при всеобщем понимании, что силу в России имеет именно Ельцин, издается Указ Президента № 297 «О мерах по либерализации цен», положивший начало реальной деятельности «шоковой терапии» и свободной рыночной экономике  на территории РСФСР.
В соответствии с указом со 2 января 1992 года осуществлялся переход на применение рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы, услуги. Государственное регулирование устанавливалось на уголь, электроэнергию, нефть, газ, моторное и котельное топливо, драгметаллы, перевозки грузов; из товаров – на соль, сахар, молоко, некоторые виды хлеба, водку и питьевой спирт, топливо для населения, тепло- и электроэнергию для населения, бензин, дизтопливо, керосин, спички, лекарства, квартплату и коммунальные услуги, транспортные услуги и связь для населения. Также в перечень входили основные виды детского питания – исключенные позднее, в октябре 1993 года.
19 декабря 1991 г. издается Постановление Правительства РСФСР № 55, разрешающее предприятиям и организациям на территории РСФСР применять свободные цены.
Правда, при этом устанавливались предельные коэффициенты повышения цен и тарифов на ряд социально значимых товаров и услуг, по которым устанавливалось госрегулирование.
В частности, коэффициенты равнялись:

  • на некоторые виды хлеба – 3
  • соль – 4
  • сахар – 3,5
  • водка и спирт питьевой  – 4,5

Читай, именно во столько раз можно было максимально повысить цены (на тот момент, фиксированные).
 

Сахалинская область и либерализация цен

 
21.02.1992 г. выходит Постановление Губернатора Сахалинской области № 8 (ГИАСО, ф.1198, ед.хр. 9), утверждающее предельные тарифы и коэффициенты на территории Сахалинской области (идентичные коэффициентам, установленным Постановлением Правительства), а также правила переоценки остатков товаров. В соответствии с правилами для переоценки следовало применять к действующим розничным ценам коэффициент 3 для продовольственных товаров, коэффициент 2 для непродовольственных. Также в области устанавливались предельные торговые надбавки к свободным (отпускным оптовым) ценам – но уже в марте данные пункты постановления утратили силу. Взамен были введены некоторые другие нормы и правила.
Впоследствии, в мае 1993 года, право устанавливать предельные размеры было передано муниципалитетам, а еще позднее Постановлением Губернатора № 105 от 26.04.1995 г. было введено государственное регулирование цен, при котором предельные размеры регулировались не только муниципалитетами, но и Администрацией области, и Губернатором.
Что интересно – для Курил право устанавливать предельные надбавки к оптовым ценам были переданы муниципалитетам сразу (п. 8 рассматриваемого Постановления Губернатора № 8)
Справедливости ради отметим, что свободные цены гуляли по стране практически с принятия закона «О кооперации» и иных нормативных актов, регулирующих частную негосударственную предпринимательскую деятельность. Фактическая стоимость вещей в кооперативах и на рынках всегда превышала существующие госцены.
Кстати, кое-где переход на свободные цены был осуществлен РАНЬШЕ указанной даты 02.01.1992 г. Так, например, постановлением мэра Поронайского района № 10 от 27.12.1991 г. малому предприятию «Ракурс» разрешалось перейти на свободные цены с 12 декабря 1991 г. (?). То есть еще и задним числом. Вероятней всего, свободные цены на этом предприятии таки были как минимум за месяц до начала нового года, а указанное постановление лишь легализовало их.
На территории Сахалинской области на уровне мэров районов также принимались соответствующие постановления – как устанавливающие предельные коэффициенты, так и регулирующие предельные коэффициенты для отдельных видов товаров.
На территории Анивского района Постановлением мэра № 461 от 24.06.1992 г. предельная наценка на хлебную продукцию Южно-Сахалинского хлебокомбината, учитывающая транспортные расходы, не должна была превышать 30 %.
Для сравнения. Оцениваемый прожиточный минимум (по области) в 1993 году составлял 40…70 тысяч рублей в среднем, регулярно меняясь. Например, в Анивском районе – прожиточный минимум в 1993 году составлял 13750 в мае и 20750 в августе (для неработающих пенсионеров – 25000 рублей, т.е. больше, чем остальным категориям населения). Учитывая массовую развитость подсобного хозяйства (дачи, придомовые участки) и то, что средняя зарплата, как ни крути, значительно превышала прожиточный минимум, плюс хороший ход горбуши в 1993 году при невысокой стоимости лицензии (50 рублей за хвост) – население полагало, что выгоднее было находиться на шее государства, получая пособие по безработице, и заниматься индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующей регистрации, заниматься коммерцией, и т.п. На фоне всеобщего развала среди значительной массы населения процветали иждивенческие настроения: находиться на «фиктивном» больничном и на пособии по безработице в 1992-1993 гг. было выгоднее, чем работать – если судить по финансовому и материальному результату.

Еще по теме статьи можно почитать:  Радио «Комсомольская правда – Сахалин» и «Нешкольная история». В гостях Ксения Семенова: о двадцать первом веке и его самом начале, о Малахове и Невельском землетрясении, форуме Селисах и самороспуске Думы, о Хорошавине и «Спорте против подворотни»

NB Строго говоря – понятие прожиточного минимума, как таковое, не существовало, хоть и присутствовало в обиходе и даже некоторых документах. Методики его расчета не было аж до 1997 года (подробное разъяснение см. в этой статье). Таким образом, цифры показаны условные – исходя из предоставленной информации от архивов муниципалитетов и информации, взятой из районных СМИ.
 

Гримасы либерализации

 
Продавцы не сбивали цен, а НАБИВАЛИ их.
Невельск, июнь 1992 года. Цена картошки в магазине 13 рублей. При этом «с машины» стоимость того же самого картофеля составляла всего 2,7 рублей (!). При этом находились даже ПЕРЕпродавцы, скупающие с машины и практически тут же перепродающие этот картофель аж за сто рублей ведро.
Но и эта цена была НИЖЕ, чем в магазине…
Редкий продавец пытался взять оборотом. Подавляющее большинство брало только гигантской наценкой.
Свободная цена на сахар равнялась 105 рублей за килограмм (июнь, 1992 г.). Стоимость холодильника (июнь 1992 г.) составляла порядка 20 000 рублей. А его ремонт – около 2 000 рублей. В ряде отраслей – это была месячная заработная плата на тот период.
Кстати, напомним, что Постановлением губернатора Сахалинской области № 115 от 07.06.1993 г. предельные коэффициенты повышения цен на сахар, соль, масло растительное и спички – отменялись. Этим же постановлением рекомендовалось устанавливать размеры торговых надбавок на хлеб и молоко (а также хлебобулочные и молочные продукты) не выше 20% к свободной отпускной цене.
 

Предварительные итоги либерализации

 
Первые итоги либерализации на Сахалине пытались подвести уже через месяц. Из интервью «Холмской Панораме» (№ 15, 06.02.1992) вице-мэра А.М. Косолапова:
«Мы пошли по этапу либерализации цен с учетом государственного регулирования и отпуска свободных цен при существующем кризисе в экономике. …Цены на потребительские товары уже выросли в 10-15 раз, по услугам такая же картина.
Производитель не в силах СНИЗИТЬ цену на молочные продукты (так в тексте, но в принципе в целях описания общей ситуации приведенные выдержки применимы и к ряду других отраслей – прим. «Область на островах»), а массовый покупатель скоро не сможет приобретать (ее) по предлагаемой цене.
…Необходимо предусмотреть инвестиционный цикл сдерживания цен для приведения их к уровню спроса и предложения.
…необходимы инвестирование и финансирование организаций, занимающихся созданием инвестиционных фондов, создание условий для мелкотоварного производства, для переработки продукции… Необходимы новые технологии и новые финансовые вливания. Делать это сложно, но такую работу вести необходимо уже сегодня».
Надежда, что цены остановят свой рост, была в принципе сильна. Простейший закон экономики «уравнивание спроса и предложения» должен был по ожиданиям сработать чуть ли не в первом-втором квартале года.
Не сработало.
© Область на островах

Еще по теме статьи можно почитать:  Как изменился Южно-Сахалинск за десять лет (экономика и производство)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *