История Сахалина. Рыбная промышленность. 1992 год. Факты и события
Cтоимость лицензии в лососевую путину для населения составляла 5 рублей горбуша, 15 рублей кета.
И вовсе даже не дорого.
Правда, по привычке многие не брали лицензию.
Но те, которые брали – брали специально, и брали хитро. Под лицензию вылавливали гораздо больше, чем указано…
Штраф за браконьерство варьировался от 900 до 9 000 рублей…
***
Для предприятий и организаций плата устанавливалась Правительством РСФСР.
Пока она не была установлена на территории Поронайского района в качестве временной меры принималась плата в размере 3 рубля за килограмм. Платить следовало авансом при заключении договора (лимитирование вылова и распределение рыболовных участков), в дальнейшем по итогам путины плата могла быть пересмотрена.
Учитывая некоторые итоги 1991 года тем же Решением малого Совета (№ 142 от 26.05.1992 г.) устанавливалось, что при отсутствии возможностей претендента по переработке рыбы – лимит таковому не выделять. Также выделение производилось только после предоставления документально подтвержденного отчета об использовании рыбы в 1991 году и при условии заключения договора на использование рыбы для наполнения внутрирайонного рынка.
В договор должно было быть включено обязательство направить в фонд администраци не менее 50 % (!) выловленных рыбных ресурсов.
***
Что характерно, несмотря на ужасающие перемены в укладе жизни и экономике, ряду предприятий удавалось не только удержаться на плаву, но и значительно опередить многих. Так, например, уже в 1992 году СП «Вакканай» за собственные средства приобрело себе МРС. В рыбколхозе «Дружба» (г. Поронайск) минимальная оплата в 1992 году превышала минимальную зарплату по России примерно на 30-40 %. Правда, там не обошлось без сокращений и увольнений на пенсию. Со вводом дополнительных доплат за выполнение повышенных норм труда в рыбообработку из других подразделений колхоза появилась очередь, доплаты порой достигали уровня основной зарплаты – без финансового ущерба предприятию. Предприятие использовало гибкую систему оплаты, тарифов, зависящую в том числе и от закупочных цен на сырец. Напомним, что в 1992 году у колхоза были детсад, здравпункт и ЖКО, также зависящие от всей работы предприятия…
Нельзя не отметить, что колхоз существует до сих пор. И в отличие от других сохранившихся колхозов «Дружба», пережив плохие времена, остается крупнейшим предприятием района и одним из крупнейших добывающих предприятий рыбохозяйственного комплекса области.
Но в общем и целом пока что начинался упадок. В сложном положении оказалась Невельская БТФ. Не было денег даже купить топливо для выхода судна в рейс. Сложно шел ремонт в иностранных портах. Замедлялись темпы переоборудования… База тралового флота оказалась в положении «банкротста».
Хорошо работали единицы. В основном, чья продукция шла на экспорт – в то время это были в основном «крабовики». Правда, принадлежавшие не предприятиям новой формации, а пока что все тем же рыбколхозам и базам флота…
***
Из аналитической записки «Рыбная промышленность Холмского района в период углубления экономических реформ» (Холмский городской отдел статистики, отчет за 1992 год): произошло резкое снижение улова рыбы и выпуска всех видов продукции.
Рыбной отрасли была необходима помощь государства. При этом внимание государства к проблемам отрасли СНИЗИЛОСЬ. Производственная деятельность велась местными организациями, а общее управление ресурсами осуществлял Комитет Рыбного Хозяйства.
Не выделялось достаточно средств для обеспечения научно-исследовательских и поисковых работ, воспроизводства и охраны рыбных ресурсов… поступление средств от добывающих организаций практически прекратилось. Тяжелое положение сложилось с обеспечением флота ГСМ и МТР. Появились трудности со сбытом (высокие тарифы на перевозку, неплатежеспособность покупателей). Имели место остановки производств.
И при этом все предприятия Холмского района продолжали оставаться прибыльными (за исключением только одного)…
© Область на островах