Строительство на Сахалине – долги муниципалитетов растут
Последствия работ «в долг», вялотекущие аж с 2018 года, начинают нарастать как снежный ком.
На словах все было очень даже и красиво: наша область реально самый надежный должник. Отдаст по-любому и вы не сомневайтесь. Таковы были слова губернатора.
Мэры “подчининились”.
Что же происходит дальше?
А дальше те, кто был подальновиднее, стали или уходить из власти, или стали неугодными. Кое-кого просто сняли заранее. Ведь слыханное ли дело, перечить губернатору, не несущему ответственность за действия муниципалитета, в том, что «нельзя строить в долг».
1
Выигранные суды ведут не к банкротству муниципалитетов, нет. К тому, что на аукционы перестанут выходить? Тоже вряд ли. Понаедут материковские.
Выигранные суды ведут к пониманию, что уходит в строительстве время «надежных» заказов.
2
Что произошло в отрасли после того, как закончились «проекты»?
В отрасли случился некоторый опыт, связанный с задержками оплаты контрактов на «ГРЭС-2», и некоторый опыт, связанный с работой амурских компаний.
В остальном – все строители переключились на муниципальные и «частные» заказы. Строится и обслуживается собственное жилье, возводятся и проектируются объекты по муниципальным нуждам.
То есть последние годы отрасль «перестроилась» и пытается выживать, дает работу, платит налоги.
3
Сказать, что в отрасли кризис – нельзя. Но и сказать, что она процветает, тоже нельзя.
Самая большая проблема отрасли была и остается следующая: работа в долг. Стройка это всегда работа в долг. Как и рыбалка по-крупному. Берутся кредиты или займы, все строится, сдается и только потом получают деньги от заказчика. И если есть заминка со сдачей объекта, начинается убыток.
Не забывайте про обеспечение госконтрактов – эдакая сумма, вносимая на счет и неприкасаемая до завершения контракта. Это ведь тоже деньги…
С просьбой изменить ситуацию отрасль выходила еще к Хорошавину. Который прекрасно всё понимал, контракты (государственные) местным отдавал и, откровенно говоря, при нем строителям не так плохо было. Строили и строили. И бюджеты были на стройках порой пожирнее, чем на шельфовых стройках, с меньшими затратами ресурсов.
Но воз и ныне там.
А точнее – еще и назад покатился.
Ибо практика строительства в долг стала еще более порочной. Стали строить не просто без авансов, а еще и с неясной датой фактической оплаты.
С точки зрения бюрократии и буквы уставов и бюджетных норм – виноваты муниципалитеты. Как минимум, потому что не вложили в бюджеты средства вовремя, не инициировали изменения.
Ведь это так легко!..
На словах.
И вполне можно их пожурить: мол, вы что, вы же мэры и взрослые люди! Разве про это вам говорили! Вам говорили строить за счет будущих бюджетов, но не говорили, что их не надо планировать.
Вот так это и есть, и выглядит.
4
С одной стороны, вроде как стали уходить от практики «осваивания» средств в конце года (а у нас почти все районы дотационные, за счет области живут), с другой – вляпались в еще более худшие истории.
Крайними остаются муниципалитеты.
Иски к Правительству области никто не рискнет подавать.
P.S. Всем понятно, что платить заранее за стройку с непроверенным результатом нельзя. И случаи уже были, когда по гарантии даже работы не делались, а деньги тратятся. Палка о двух концах.
© «Область на островах»