Сахалин, туризм, 2020. Развитие туризма в Сахалинской области

С 06 июля сняты ограничения (формально) для туризма.
Официального, конечно.
Неофициальный туризм и самотуризм процветал даже в период «активного коронавируса». Насколько он был денежный, не возьмет оценивать ни один эксперт. Вероятней всего, не ниже минимальной рентабельности (основанной на оптимизации всех трат, в т.ч. за счет исключения трат на самозанятость, транспорт и т.п.).
Предложений немало: от одиночек до целых организованных групп, предоставляющих услуги в частном порядке. И так и пишущих в объявлениях – не агентство.
Законно ли это? Да вполне. Лицензируется операторская деятельность и агентская. А услуги по доставке, сопровождению, «научению жить туристом» и т.п. – о чем вы говорите. Вы же не требуете сертификат у бабушки, торгующей лучком с огорода. Хотя с совхоза потребуете. А суть та же – лучок, он чтобы его кушать.
И вот в 2020 году противоречия между официальным и неофициальным бизнесом еще более под влиянием экономической ситуации усилились.
Узнать официальную ситуацию можно путем опроса и путем статистики. А потом путем анализа выявить нечто среднее, соответствующее действительности.
Неофициальную – только путем опроса, но кто вам скажет правду. Секреты ведения дел не выдают.
Прежде всего, официальный бизнес просел на турах «заграницу». И из-за границы тоже. Не будет в этом году гигантских круизных лайнеров в Корсакове, не будет и японских туристов, прилетающих авиасообщением.
Губернатор обещал подъем туризма, особенно за счет «внутреннего» туризма. Но пока «внутри» России дешевле ехать в Краснодар, чем на Сахалин. Да и въезд на остров официально затруднен: «антиковидные» пропуска для «неграждан» области делают свое дело.
Меж тем, большая честь лета позади.
Как видим, посещаемость островов должна быть ниже, чем «обычно».
Итоги года будем подводить в следующем году.
Пока – оперативная информация, домыслы, собственный опыт.
1
Само-туристы в область приезжают. К друзьям, знакомым, просто так. И по приглашению организаторов туров тоже. Их «выгуливают» традиционными маршрутами: маяк Анива (относительно доступен), мысы юга острова. Реже выезды в более интересные исторические места – Смирныховский район, Александровск-Сахалинский. Специфические выезды – Оха, Ноглики, рыбалка, охота, сплавы по Лангери – только если есть, к кому присоединиться. Или знаешь, кто организует такие туры. То есть, массовому туристу недоступны. А жаль, там есть на что посмотреть.
2
Интересные маршруты не включены даже в перечень маршрутов, размещенных на сайте Агентства по туризму области.
3
Очень мало энтузиастов. Которые в районах, которые готовы этим озадачиться и возить туристов по местам. На это нужно время, азарт и деньги на первоначальные вложения. Увы, при отсутствии массового туриста в области – это пока нереально.
Что касается юга Сахалина, на самом деле рынок перенасыщен предложениями – одинаковыми, стандартными, примерно одной ценовой категории.
Есть и нюанс. Опыт «захаживания» в редкие места стал опытом «загаживания» редких мест. Классические примеры: бухта Тихая и Клоковский водопад. На них было здорово и классно отдыхать, пока их не открыли «массовому» туристу. Посему в иные места ни один уважающий себя и природу в себе человек массового туриста не поведет. Хотя тот же Макаровский район просто кладезь для отдыха – одни походы девяностых годов для увлеченных ребятишек вверх по рекам чего стоили.
Доступность и относительная доступность менее известных мест широкому кругу – тоже и минус, и плюс одновременно. Все едут на Бахуру, Остромысовку и Анну. А дальше труднопроходимая дорога на Симау. Где не менее красиво, но малолюдно и здорово. Эти места тоже доступны для «привоза» массовых туристов. Но все меньше мелькают в объявлениях. Чтобы зарабатывать – приходится возить «проверенными» и «рентабельными» маршрутами.
4
Денежный вопрос.
Он в том, сколько турист способен заплатить за тур вообще и разовый в частности.
5000 рублей за поездку на мыс Анива и маяк – терпимо. Авто, море, фото… за день может быть и нормальная стоимость.
Что касается более затратных маршрутов – тут аппетиты придется поумерить.
Но дело еще и в том, что на Сахалине в принципе все дорого. И сотрудники и агенты должны зарабатывать, и включать в оплату амортизацию и иные траты.
Небольшой расчет. Представим, что мы едем …за ягодой!
Конечно же, Взморье или Макаровский район!
Конечно же, красника – она же клоповка!
Итак, с Южно-Сахалинска. Дорога на авто туда и обратно: микроавтобус с хорошей прожорливостью (а груженый он будет кушать топливо на пять с плюсом), плюс оплата водителю. Не менее 10 000 рублей (топливо и дневная ставка водителя; надо же заинтересовать «наемника»). Или общественный транспорт – что неудобно. Такси? Дешевле «наемник». Оплата проводнику. Вероятней всего, аренда квадроциклов – да еще и с водителями – да еще и несколько… в иные места только на них и доберешься более менее быстро. Поскольку маловероятно – значит, без них. Значит пешком. Значит, проводник должен быть очень грамотный. И оплата его повыше будет. Предположим, в день он набирает ягод на 5-6 тысяч рублей. Из этого и исходим. Оплата агенту, который повезет и сопроводит туристов. А может и прогуляется с ними. Оплата накладных расходов (в т.ч. еда) – у каждого за свой счет, но обеспечить надо всех, хотя бы своих. Вот и выходит, что только себестоимость крохотной поездки за ягодой без налогов и отчислений составит не менее 25 000 рублей. В микроавтобус погрузится шесть гостей (восьмиместный автобус – два места водителю и агенту). То есть ниже 4 000 рублей брать нельзя. А прибыль плановая? А реклама? А страховки? А если понадобится – человек с ружьем?
Как думаете, соберете группу за ягодой не менее пяти человек со стоимостью 8000 рублей с каждого?
5
Инфраструктуры нет.
И не будет.
Отдельные попытки муниципалитетов (по указанию губернаторов) сделать хотя бы туалеты и зоны отдыха – они есть.
Но это капли в море нерешаемых проблем.
6
Нам не нужен массовый туризм «экстремалов». Такой потребности нет ни у кого.
Но создать в ряде районов турбазы, и желающим предлагать некий продукт – можно.
Только какое-то время – не менее десяти лет – все это будет держаться на дотациях государства.
Ибо массовый турист не заплатит за дорогу, проживание, питание и обслуживание на Сахалине примерно двести или триста тысяч с человека за две недели.
Туризм – очередная утопия.
Точнее – туризм без инфраструктуры и поддержки государства – остается утопией.
© «Область на островах»