Как определить опасности на рабочем месте с 01 марта 2022 г. (есть ли методика)

Минтрудасоцзащиты РФ издало приказ № 36 от 31 января 2022 г. «Об утверждении рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей».

Напомним, с 01 марта 2022 г. в ТК РФ появляется новый термин «опасности» – которые надо теперь идентифицировать наравне с профессиональными рисками, распознавать, описывать и принимать меры.

Не совсем ясна методика, которой пользовался законодатель – собственно, также как отсутствуют законодательно установленные «официальные» методики для оценки профрисков.

Опасности предлагают классифицировать по видам деятельности работников (ВОПФ), по причинам возникновения на рабочих местах (при выполнении работ или нештатной ситуации), по событиям вследствие воздействия опасности.

При этом приводится примерный перечень опасностей – от чего возникает вероятность, что опасности на всех рабочих местах всей страны будут идентичны друг другу. Что, с одной стороны, вроде и объяснимо (например, идентификация факторов при спецоценке законодательно «унифицирована»), с другой стороны – не может соответствовать реальности.

Словом, рекомендуемый к созданию перечень идентифицированных опасностей скорее всего будет списан с приложения к приказу.

NB Идентификация – это процесс осознания того, что опасность существует, и определения ее характерных черт

Методы идентификации – привлечение работников, обсуждение с ними, анкетирование.

Неясно, чем профриски принципиально отличаются от опасностей – по сути, происходит лишь попытка соответствовать международным правилам (hazards, risks – это действительно разные понятия за рубежом, по сути очень часто раскрываемые теми же ВОПФ, попадающими и туда, и туда). Надо ли городить столь громоздкую, неясную, непродуманную систему рекомендаций по работе с опасностями?

Сбор информации для идентификации подразделяется на документальный и «наблюдательный» (наблюдения, сбор обращений и жалоб, анкетирование, использование собственного опыта).

Ключевой вопрос – как это все реализовывать на действующем предприятии. На котором всё и вся должно быть оценено еще до запуска в эксплуатацию (после ремонта, модернизации, строительства и т.п.). Какой смысл создавать документ на основании имеющихся документов и внепланово запускать процессы СУОТ, касающиеся управления изменений – исключительно с целью найти «опасности»? Всё «перелопатить» (от инструкций по охране труда до технологической документации) и создать «сводку»? цель?

Еще по теме статьи можно почитать:  Динамическая оценка риска – определение, как применять и что делать

Приказ также содержит рекомендации по распознаванию, описанию опасностей, приложения по классификации опасностей, перечни объектов (могущих считаться «опасными» или «источниками»).

В заключение приведем примеры анкет из приказа:

NСодержание вопросовДа/НетКомментарий
 123
1Защитные устройства и защитные переключатели находятся на своем месте и в рабочем состоянии?  
2Имеются ли повреждения коммуникаций – трубопроводов, электропроводов, кабелей (свищи, течь, отсутствие изоляции)?  
3Имеются ли поврежденные корпуса оборудования?  
4Существует ли возможность доступа к управлению или внутреннему устройству оборудования лиц, не имеющих допуска?  
5Имеется ли оборудование без необходимых обозначений характеристик на корпусах?  
6Имеются ли какие-либо повреждения устройств управления оборудованием: панелей управления, переключателей, розеток вилок, кранов?  
7Возможно ли возникновение ситуации с использованием инструментов и оборудования не по назначению?  
8Возможно ли попадание воды, пыли, газа, используемого сырья и материалов, а также иных веществ на рабочее место, инструменты и оборудование?  
9Возможно ли возникновение ситуации с необходимостью проведения работ на опасном расстоянии от оборудования, используемого сырья или материалов, которые вызывают травмы при контакте?  
NФормулировка вопросаДа/НетИдентифицируемая опасность (описание)Комментарий
 1234
1.Есть ли источник опасного и вредного производственного фактора (возможного ущерба)?   
2.Существует ли вероятность причинения ущерба и каким образом?   
3.Существует ли вероятность причинения ущерба и кому?   
4.Существует ли вероятность передвижения (падения) на перепаде высот?   
5.Возможно ли падение людей с высоты?   
6.Возможно ли падение инструментов, материалов, например, с высоты (или их выброс)?   
7.Имеют ли место несоответствующие размеры проходов вследствие нарушения габаритов?   
8.Связано ли появление опасных и вредных факторов в местах выполнения работ с подъемом (обработкой) инструментов, материалов и др.?   
9.Имеются ли и какие опасности возникают при сборке, выполнении работ по обслуживанию, ремонту и демонтажу агрегатов и вводе машин в эксплуатацию в местах выполнения работ?   
10.Имеются ли и какие опасности возникают в местах выполнения работ при движении транспортных средств по территории предприятия или при их движении по дороге?   
11.Вы слышали о случаях возгорания на предприятии?   
12.Имеются ли источники шума или вибрации в местах выполнения работ и какие?   
13.Имеются ли вещества, применяемые в местах выполнения работ, которые могут нанести вред организму человека при попадании на кожный покров или внутрь?   
14.Обеспечивается ли соблюдение требований охраны труда при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ в местах их выполнения?   
15.Достаточное ли освещение в местах выполнения работ?   
16.Возможны ли ситуации в местах выполнения работ с наличием скользких полов или иных горизонтальных и опорных поверхностей?   
Комментарии и предложения: