Кризис, коронавирус и его итоги (весна 2020 г.)

Кризис, коронавирус и его итоги (весна 2020 г.)

Как уже однажды (на самом деле, многажды) было сказано (не нами, но мы поддерживаем) – поскольку никакой иной статистики, кроме официальной, нет, то и будем опираться на нее. Оговоримся, правда, что пропускать ее будем сквозь призму собственных опросов, наблюдений и опираясь на оценочное мнение (например, частных агентств занятости).

1

Официальная динамика безработицы: вот.

Пока коронавирус ничего не успел сотворить глобального в сфере занятости. Регистрируемая безработица даже ниже, чем в мае прошлого «некоронного» года.

При этом давайте подумаем о следующем.

Официально промышленность упала на 3,5-10% (цифры), это означает, что «продано» промышленностью примерно на столько же меньше – и вот вопрос: недополученные доходы возместят снижением рентабельности (читай, никак) или же для получения прибыли на том же уровне сократят расходы (читай, зарплату – в т.ч. за счет предполагаемых сокращений)? Кстати, о зарплате. В области на островах на 01 мая 2020 г. просроченная задолженность по зарплате составляет 247 000 рублей (источник). Правда, эта цифра без учета т.н. субъектов малого предпринимательства.

Идем далее – пособия по безработице настолько малы, что рассчитывать на них, как на что-то серьезное, нет смысла. Количество официально зарегистрированных безработных с правом получения пособия 1639 (на 01 мая 2020 года, источник), это почти столько же, сколько работает в Агентстве по труду и занятости и подведомственных ему ЦЗН. Капля в море, подтверждающая невыгодность «стояния на бирже». Рост по стране числа безработных определен новым размером пособия – «коронавирусными»  повышенными выплатами.

Одновременно, остановленный рынок услуг и частично непродовольственной торговли (цифры – отсюда) – это фактическая безработица линейного персонала. Часть из них и так была устроена «серым» (а то и «черным») способом. Отсюда и рост «безработных» для регистрации в ЦЗН – фактически имеющих работу, и одновременно не имеющих ее…

Вывод: «остановка» рынка услуг и торговли в кризисные времена – не самое правильное решение. Ужесточение требований к их оказанию – начинать стоило именно с этого и с самого начала. В кризис (1998, 2009, 2014 гг.) услуги и торговля «некризисным» товаром всегда испытывали трудности.

Еще по теме статьи можно почитать:  2004 год. Двадцать лет тому вперёд и спустя. Куриный грипп на Сахалине, проект «Сахалин-3»

Да, да! даже в 1998 году – в период становления новой экономики! Торговали-то нередко в долг!

И усугублять эти трудности принудительным закрытием предприятий привело к формально незначительному, а фактически к значительному «провалу» данного сектора. Тем более, как показала практика – режим изоляции применяемый ко всем без разделения на статус населенного пункта, готовность принять пациентов и т.п. себя не оправдал. В ряде городов «услуги» успешно работали «в темную» и выжили. А если учесть, как быстро справились с масочной истерией и как быстро желающие выполнили требования, при которых их «заново открыли» – пожалуй, можно было и не вводить дистанционные режимы.

2

Задержки в заработных платах…

Как уже было сказано – формально (без учета субъектов малого предпринимательства) они отсутствуют.

При этом, понятно, что мелкая торговля (те самые субъекты) как раз и получили сильный удар. И именно там зарплат за апрель не было.

Ну да, мы знаем …Трудовой Кодекс, сохранение зарплаты, простой по вине работодателя…

Однако же, «разговоры в автобусах» свидетельствуют об обратном. Невыплаты есть.

И задержки тоже.

И снижение зарплат тоже. В т.ч. путем «принудительных» дней отпусков без содержания.

С чем это еще связано? И увидим ли мы рост задержек?

Еще и с тем, что на ряд организаций возложена обязанность платить за «обсервационного» работника и за «ожидающего, но не попавшего на вахту вовремя» при одновременной оплате труда «работающего работника». Читай, фонд оплаты труда вырос в два раза. А производство, например, упало на 10 %…  Так что переформулируем вопрос первого пункта: недостаток денег на зарплату возместят снижением рентабельности (читай, никак – т.е. все оплатят и уйдут в ноль или минус) или же для получения прибыли на том же уровне сократят расходы (читай, зарплату – в т.ч. за счет предполагаемых ее сокращений всеми способами)?..

Вывод: непопулярное решение «отпуска за счет работодателя» на госуровне (подкрепленное только кредитами на зарплату) и падение объемов – есть потенциальная причина возможных в будущем задержек зарплат (начисляемых) либо фактически их снижения.

Еще по теме статьи можно почитать:  Станислав Н. Урсын-Прушынски. Бои на острове Сахалин во время русско-японской войны (продолжение). События на Южном Сахалине

Цитата из переписки с «зависшим» на вахте: «ну получается, что так вроде денег больше, а если посмотреть по времени затраченному на работу, то меньше стала оплата»…

3

В мае в ДФО ликвидировано примерно 2000 ИП (вот) и примерно 1000 юрлиц (источник). Зарегистрировано и там и там примерно вдвое меньше.

Надо понимать, что без детальной статистики не разобраться, но закрываются в первую очередь те, кто не может позволить себе просуществовать какое-то время вхолостую, и при этом платить аренду, коммуналку, простой «наемным» работникам и т.п.

Следующие на очереди те, кто «истратит» свою подушку в период изоляции либо выжидательная позиция покажет бесперспективность дальнейшей деятельности в данной сфере. Полагаем, на территории Сахалина и Курил это будет туризм и общепит «неповседневного» уровня, детские услуги (кроме индивидуальных репетиторских).

Некоторые уже пытаются избавляться от бизнеса путем продажи. Продаются детские центры, садики, салоны красоты… владельцы разумно избавляются от неприбыльных активов. Вряд ли в период тотального опасения (да еще сейчас вдруг в области вторая волна пойдет, первая-то спокойно прошла) и безденежья все кинутся тратить деньги на дорогостоящие детские клубы, поездки (организованные) по разным местам острова и ходить не просто «питаться», а «гурманить».

Здесь без выводов – просто наблюдения.

Кстати, сказать, что ИП закрылись чтобы стать самозанятыми, можно. Но самозанятые – это как раз «рухнувший» сегмент услуг…

4

Отрасли, к которым не применили «коронавирусный стоп», могут выжить. С поддержкой государства.

Сейчас наибольшую потребность в работниках испытывает строительная сфера (впереди путина, которая уже началась, кстати – она тоже потребует трудовые ресурсы). Она же по решению губернатора не была остановлена.

При этом, напомним, что именно она сейчас, как впрочем и до этого, работает фактически в долг. Недостаточно построить. Надо еще и сдать, и деньги получить.

Наибольший объем строек сейчас это муниципальные и областные заказы. Период больших «коммерческих» строек на острове прошел – даже ГРЭС-2 с грехом пополам завершилось до «ковида», да и не стремились туда местные, когда обожглись на «получении» оплаты за работу.

Еще по теме статьи можно почитать:  Почему на Сахалине не берут на работу местных - так ли это, или лукавство

И вот тут нюанс – еще до «короны» по призыву губернатора муниципалитеты стали строить «в долг». Т.е. без средств в бюджете (подтвержденных к выделению на стройку). Иными словами даже если построить и сдать, то деньги можно не получить …долго.

При дефиците бюджета в 25,8 миллиарда рублей (ого! – давно не было дефицитного бюджета-то в области) заявлять, что область – надежный должник (https://sakhalin.info/news/189928)… Это или геройство, или мем.

То есть сложилась парадоксальная ситуация – когда целая отрасль (выжившая при сменах губернаторов и нашествии «пришлых» строительных фирм с материка) даже без «короны» оказалась снова в потенциальных «кредиторах»…

И ее, теперь уже с «короной», учитывая безработицу и то, что много работников  в ней приглашаются давно с материка – еще и загоняют в дополнительные траты. На «обсервацию» (и на ФОТ за «обсервацию»), некомпенсируемые траты на маски, «санитайзеры» и прочая прочая (вряд ли они зачтутся при расчете взносов в ФСС).

При декларируемой ее «поддержке» (дают работать в период изоляции).

Понятно, что раз отрасль работает, то меры предосторожности нужны. И не надо их снижать. Но господдержка же нужна не только административно (читай, разрешили работать), но и финансово (налоги, компенсации некоторых затрат, и т.п.).

Вывод. Глобально в первые месяцы шествия «ковида» никто никого не поддержал… нет, наверное, ни одной ключевой компании/предприятия/организации, которая бы получила ряд эффективных мер (заметьте, эффективных – даже если это и возвращаемые финансовые вливания), которые можно было бы оценить уже сейчас (сохранение работников, завершение работ в срок и т.п.).

Общее неэкспертное впечатление таково: как будто бы всех поголовно загоняют в долг. Кредиты предприятиям на выплату зарплаты, кассы взаимопомощи для населения, поддержка точечная и на таких условиях, что смысла в ней нет экономического, ибо если все условия соблюсти, так выгодней сразу закрыться…

Кстати, в любимые вами девяностые в тот самый кризис региональные власти бились за собираемость налогов, способствовали решению проблем взаимных долгов между предприятиями…

5

Как дела обстоят в вашем регионе?

© «Область на островах»