Уроки выживания на даче. О чем надо рассказать детям
Дача – не просто приятное времяпрепровождение и свобода. Дача – это еще и определенного рода опасности, отличные от городских.
Итак!
Не в порядке важности или первостепенности – имейте это ввиду!
Первое. Огонь.
Открытый огонь опасен. Будь то бочка, в которой сжигают мусор, или печка-буржуйка, или мангал. Дети должны с первого часа пребывания уяснить, что они наравне со взрослыми являются частью системы наблюдения.
Нельзя оставлять открытый огонь без присмотра или под присмотром малолеток.
Нельзя молчать, если что-то кажется идет не так. Даже если тревога ложная – тут не случай с пастухом-мальчишкой и его криками «Волки! Волки!». Просто договоритесь сразу, за ложную тревогу никого не штрафуют и не ругают. А за бдительность даже вовсе и наоборот – конфеты и призы.
Если учите детей разжигать мангал – сразу запретите им делать это самим безнадзорно. Увы, наше советское детство легко и непринужденно вложило нам спички в руки, и костры мы в восемь лет жгли очень даже самостоятельно, и умели их контролировать. Иное нынешнее поколение (психологически – оно то же; декорации и бытие – другое; отсюда и другое сознание, и некоторая доказанная учеными беспомощность в бытовых ситуациях) не может в массе своей этим озадачиться. И лучше пойти по испытанному пути «обучение – стажировка – допуск к самостоятельной работе», нежели играть в «ребенок должен быть самостоятельным». Должен, да. Но не бесконтрольным. Умения и навыки, и небезопасное поведение – это разные вещи.
Второе. Солнце.
Да. Как и на пляже. Солнечные удары, тепловые удары… посему – панамку на голову и в жару в тенек комиксы читать.
Мазаться кремом обязательно.
Попробуйте предложить ребенку самому собраться на дачу. Если результат на первый раз неутешителен – не ругайте, а проведите беседу, указав на недочеты сбора. Важно напомнить – если сомневаешься, что брать, спроси у родителей! Совета или подсказки. Это не возбраняется. «Я взял то, это и еще вот это. Что бы ты еще посоветовала, мама?». Это хороший урок и способ. Срабатывает в положительную сторону практически на следующие сборы.
И включите в перечень крем )))
Ну а раз есть крем, значит надо мазаться! Чтоб не «сгореть».
Третье. Общий надзор.
Старшие следят за младшими. Все поголовно. Самый младший следит за всеми – у него такая привилегия. Старшие дети потихоньку предупреждены, что тоже могут следить за всеми и вовремя подсказывать, не выпячивая это, чтобы не «повредить» привилегию самого маленького.
Четвертое. Насекомые.
В общем-то, самые опасные на дачи оводы и комары. Ни тех, ни других бояться не стоит. Научите прихлопывать их, и используйте репелленты.
На улице, кстати, вечером хорошо работает специальная «горящая» (на самом деле, тлеющая) спираль от комаров. Она тлеет, дым окутывает беседку или крыльцо, и можно сидеть глядя на звезды долго-предолго. А что еще надо для отдыха?
Пятое. Ямы, рвы, колодцы
Приближаться к ним лицам моложе десяти лет запрещено категорически. Если дети гуляют относительно самостоятельно – и старшие и младшие должны быть проинструктированы о таком запрете. Нарушителя оттаскивает любой заметивший, с применением грубой силы в том числе (без последующих санкций от родителя – жизнь важнее).
Шестое. Мелкие неприятности
Они будут всегда, и они непредсказуемы.
Для кого-то нормально ходить, спотыкаясь о сорную траву, старые доски от дорожек и царапаться о кусты.
Для кого-то даже ромашка у крыльца таит нереальную потенциальную опасность, заставляя паниковать.
Все не любят паутину.
Поэтому тут следует приучать не паниковать. Если прямой угрозы нет, детям можно позвать старших и спросить, все ли хорошо, и что нужно делать. Если прямая угроза по мнению малыша есть – он должен «отступить на исходную позицию», и также в кратчайшие сроки выяснить, все ли хорошо.
Также младшие всегда отслеживают реакцию старших. Никогда не бегите «спасать», если нет реальной опасности. Другого способа научить детей адекватно и соразмерно реагировать на происшествие нет. Только ваш пример, ваша реакция и последующие разъяснения о реальной степени опасности события (ситуации) и профилактических или корректирующих мерах в этой ситуации.
Седьмое. Вода.
Питьевой режим на жаре соблюдать обязательно! И не морсы, а именно воду. И не ледяную, а приемлемой температуры. И не жадно пить, а аккуратно.
Восьмое. С куста и с грядки.
Вот тут решать вам. Ибо две крайне противоположные позиции имеют место быть, и обе они обоснованы, и обе они многочисленны по последователям.
Решайте сами – будете ли вы заставлять ребенка мыть клубнику с грядки, смородину с куста, сливу с ветки.
Нет, то, что из земли (морковь, редис) – мыть однозначно. Тут нет споров.
А с куста …решать вам.
Девятое. Руки мой!
Перед едой руки мыть. Хоть на даче, хоть дома. И после туалета.
И не спорить.
Десятое.
Ваши предложения в комментариях!
© Область на островах