Сахалинская железная дорога: как много в этом слове и как мало мы помним (когда была закрыта станция…)

Сахалинская железная дорога: как много в этом слове и как мало мы помним (когда была закрыта станция…)

(использованы материалы «Вестника Сахалинского музея», № 2, 2021 г.)

Предисловие

На острове Сахалин вблизи железнодорожного вокзала, а точнее у Дома Культуры Железнодорожников, стоит памятный знак. В честь начала перешивки сахалинской колеи на «общероссийскую». Событие более, чем памятное и значимое. Перешивку завершили в 2021 году.

Ах, если бы все было так легко… перешьем и грузы пойдут.

Но куда девать отсутствие колеи там, где нужна (из Углегорска до Ильинского) и эксплуатацию там, где она НЕ нужна.

Куда девать решения о приобретении рельсобусов, стоимостью дороже пресловутого «Полариса» каждый – которые себя не окупят, но некоторые из них уже пора по слухам менять?

Пока речь не об этом.

Пока всем любителям истории и просто любопытным предлагается вспомнить, откуда и куда ходили поезда!.

А их было много.

PS

В 2021 году запустили тестовый маршрут Холмск-Невельск. Первый «новый»…

***

Крах начался в начале девяностых. Кризис шагал по стране, неплатежи и задержки зарплаты ставили в неудобное положение всех. И поставщиков и потребителей. Парадоксы времени – энергетики были должны за уголь и одновременно угольщики им были должны за электроэнергию.

Экономические реформы пошатнули и кое-где разрушили сеть железных дорог…

В 1992 году план отправки грузов выполнен на 78,4 процента. Началась работа по «высвобождению» персонала (читай, сокращение). Как вы понимаете, порой вина здесь не только и не столько железной дороги. Некоторые грузы просто не предъявлялись к отправке.

При этом первые звоночки «убыточности» шли гораздо раньше.

Убыточность – она ведь не только плановая бывает. Это когда заведомо социальную функцию выполняешь. Электрички пригородные гоняешь. За это тебе субсидия на перевозки. Иначе никак и некому. А людям на дачу надо.

А тут экономическая убыточность. Объективно, например: убытки на перегонах до Синегорска и Стародубска. Зачем? Есть автобусы. Быстрее и удобней.

Кстати, обратили внимание – на Стародубск (ныне с. Стародубское)! И туда была железная дорога. Следов пока не нашли.

С 1992 года пошла «оптимизация» станций.

Еще по теме статьи можно почитать:  Село Троицкое, Сахалин, Анивский район. Фото от 2023 года...

Закрыта Гребенская (Макаровский район, 1992 год), пунктами остановки стали Дудино, Пионеры и Северная Хандаса. Холмск перестал принимать багаж, осуществлял только продажу билетов.

В 1994 году закрыты Березняки, Новое, Гастелло, Матросово, Правда, Дачное. Они были сохранены как пункты посадки и высадки пассажиров.

Консервирован (читай, брошен) участок Южно-Сахалинск – Холмск.

Все вышеперечисленное – приводится по документам.

А теперь еще и по памяти есть кое-что.

Матрисы – отменены примерно в 1995-1996 гг., не позднее. Были быстрее «поездов». Наименование взято от старых японских составов, но дано далеко не японскому подвижному составу. На матрисе было удобно ехать, например, утром в Поронайск (или в Новое, в колхоз) из Макарова, и обратно ближе к вечеру. Зачем ездили? За покупками! Ближе, чем в Южно-Сахалинск, быстрее и мороки меньше. А выбор почти тот же.

Купить билет «с местом» вне конечной точки было невозможно. Места брали порой с боем. Исключение (почти всегда) были купейные вагоны. Но ездили в них редко. Ибо дорого.

Без билетов не пускали, но как не пустить, если ехать надо!..

Порядок навели более менее к 2006-2007 гг.

Купить билет с местом  и, что характерно, сесть на него, уже стало можно. Появилась полиция (тогда еще милиция). Стали высаживать буйных пьяных. Но с «продвижением» асфальта на север острова все больше грузов и пассажиров стали перевозить автотранспортом.

Финал истории – конец десятых годов. Когда в качестве пассажиров в основном остались вахтовики (подавляющий процент пассажиров). Да и то из тех, кто не попадал на чартерные рейсы из Охи и Ноглик.

Долгожданный мост, о котором так много говорят, так и остается сладким манящим …проектом.

Слишком много надо обустроить.

На фоне сказанного вкладывание денег в рельсобусы такой стоимости, обеспечение полупустых вагонов и показательные пуски вагонов из Дальнего (а ты попробуй доберись из Нового Дальнего на станцию Дальнее, чтоб потом «быстро» и «беспрепятственно» доехать до вокзала в Южном) – цинизм чистой воды.