Банкротство строительной отрасли на Сахалине: не можем строить так, как будто деньги есть

Банкротство строительной отрасли на Сахалине: не можем строить так, как будто деньги есть

После завершения великих строек проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» весь основной строительный бизнес на Сахалине так или иначе завязан на бюджет.

Великая стройка в Ильинском, увы, обернулась невыплатами за контракты и иными малоприятными вещами.

Таким образом, либо коммерческие стройки (от жилья до бизнеса), либо стройки для населения (что неинтересно – рынок занят демпингующими «дикими» бригадами и мелкими компаниями), либо «бюджетные» стройки.

По последним не так давно губернатором было сказано: стройте так, как будто деньги есть. Посыл был совершенно неясен. Никогда область не строила в долг, и никогда не называла себя самым надежным должником (тоже слова губернатора – мол, стройте, мы долги отдаем, как Ланнистеры; что, кстати, не сбылось). Для чиновников важна была цифра квадратных метров вводимого жилья (и без того невеликая и не закрывающая реальные потребности по тому же переселению). При этом то, как она «достигается» волнует в меньшей степени. Если волнует вообще. Денег не было уже тогда. Это было ясно всем. Не выполнять контракт тоже вариант так себе… остаться в долгах, да еще и в «черном» списке, да и без перспектив… не то, что безвыходная ситуация, но что не радужная это точно.

А тут еще, пожалуйте, порты оказались не готовы к перевалке грузов, и судов не хватает. И для Сахалина, Курил и Камчатки (остальные регионы – Чукотка и Магадан – то ли пронесло, то ли просто шуму меньше было) грузы «зависли» во Владивостоке, и масштаб трагедии не может сказать никто. Картины полной просто нет.

В том числе в «зависших» грузах и стройматериалы.

Даже поверхностный анализ выявляет следующее:

  1. Для того, чтобы «порушить» конкурентов «административным» рычагом – достаточно вмешаться и найти недочеты. Благо их всегда навалом, таковы реалии контрактов и нашей жизни.
  2. После недочетов или отстранить компанию «добровольно» или внести в «недобросовестные» подрядчики (а значит будет закрыт путь в бюджетные стройки и, возможно, в стройки крупных компаний, следующих своим «внутренним» правилам, схожим в отборе с государственными)
  3. Загнать в долги. Легче всего – ибо и так все оплачивается пост-фактум в конце года, как правило, или после сдачи объекта. А его еще можно и не сдать (снова см. п. 2). И раньше то еще к Хорошавину обращались с этим вопросом – мол, как быть? Надо менять поле правовое-то… Но тут наоборот вышло: стройте так, как будто деньги есть.
  4. На фоне ближайшего кризиса или коллапса (повод банален – обычно какая-нибудь невыплата зарплаты; а тут вон как повезло – цены на стройматериалы подпрыгнули, да и кризис пандемийный) ждать (даже не подталкивая) само-банкротства строителей. Руки чисты – не может в экономику власть вмешиваться, и точка.
Еще по теме статьи можно почитать:  Кто слил Лимаренко? Размышления за монитором или Любят ли на Сахалине губернатора

Про логистический кризис скажем так. Его следовало давно ожидать. Устаревшая паромная переправа и немодернизированный порт Корсаков (та самая точка разворота – еще одна идея невоплощенная) на фоне невыстроенного порта вблизи Поронайска (и это тоже невоплощенная идея) рано или поздно, являясь слабым звеном, дали бы о себе знать. Покуда все грузы массово завозятся морем (не привезешь авиацией стройматериалы и контейнеры сборные), и даже железная дорога тоже «завозит» в конце концов грузы морем, то и внимание следует уделять морю. И альтернативным портам «отправки» груза. Хоть бы и Совгавань с Ванино…

И даже возможность создания госкомпании, которая будет на судах возить грузы, предложенная министром – так себе идея. Даже Путин сказал – мол, сколько вы ее будете создавать?

Эх, самое бы время подумать о толчке в развитии портов Шахтерск, Поронайск и Невельск на этом фоне. Но с точки зрения доставки, увы, увеличение приема не спасет порт отправки. Во Владивостоке сейчас все очень плохо…

А развивать другие порты в других регионах – нам бы свое сейчас развить.

Вернемся к строителям и описанному плану.

Чтобы спасти стройки предлагается ВЕРНУТЬ авансы муниципалитетам квартирами, а остальное – на продажу по рыночной цене. И тут вопрос.

Во-первых,  неясны правовые основы такого возврата. С чего это вдруг в одностороннем порядке разорвут контракт строители? А если их за это того… в черный список?

Во-вторых, жилье для бюджета и коммерческое – это иногда две большие разницы. И не будет человек, имеющий возможность оплатить новострой в удобном красивом месте покупать жилье в «переселенческом» фонде (но по коммерческой стоимости). И качество может оказаться, как вы понимаете, не то (малоэтажное строительство, например, в районах), и соседство с «переселенцами» не радует (микрорайон Новое Дальнее суть отличный пример проживания с шашлыками на балконе, кражей велосипедов и прочими прелестями низкокультурного поведения).

И теперь в заключение цитаты из СМИ (ИА Сахалин.Инфо):

«Сахалинстрой” советует — если ты застройщик, это твой земельный участок и твой жилой дом, значит, расторгай контракт с муниципалитетом, отдавай ему сумму аванса квартирами по той цене, которая была на этапе старта, пусть в эти квартиры заселяются переселенцы из ветхого и аварийного жилья, а остальные квартиры продавай на рынке, где квадратный метр сегодня стоит 110, 120, 130 тысяч рублей. Только таким образом, считает Мозолевский, компании могут удержаться на плаву, получив оборотные средства и начав строить на новых участках.

— Где-то два месяца назад губернатор согласился с таким предложением по Корсакову и даже пригласил мэра, они вроде договорились. Но мэр потом заявил застройщику, что он уже пообещал людям квартиры под переселение, тут такое дело, как же он теперь их подведет и все такое. Предложил помочь застройщику с инженерными сетями, с ТП и прочим. Ничем не помог. И сегодня застройщик под очень большим напрягом. Он не может по-человечески закончить эти дома и не знает, что делать, — говорит Мозолевский.

Он обращался ко всем с просьбой как-то помочь, но везде слышал — контракт подписан, значит, должен быть исполнен. На вчерашнем инвестсовете глава ассоциации рассказал обо всем губернатору, и тот заявил, что надо вникать в каждую ситуацию отдельно. Если есть законный выход, нужно использовать его для поддержания бизнеса. Законный выход в данном случае — расторгнуть контракт, отдать за аванс квартиры муниципалитету, остальные продать на рынке. Другого варианта нет».

Еще по теме статьи можно почитать:  Среднемесячная заработная плата в Южно-Сахалинске.

Но мы последнюю фразу уже комментировали: где правовое поле, защищающее подрядчика при расторжении контракта? Мэр-то прав корсаковский. У него тоже планы на это жилье. Ему тоже «выживать».

«В Сахалинской области четвертый месяц не подписывают постановление, которое позволит компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройматериалов. Его должен подписать глава региона, обеспечив таким образом действие аналога постановлению российского Правительства на территории области».

А денег нет. Все понимают. Подпиши его …и ура! Все побежали за «добавкой» к контракту. И вроде все верно и справедливо, но если денег нет, то пахнет не деньгами.

«Выслушав доклад, губернатор Валерий Лимаренко спросил, какие причины привели к задержке грузов. Министру пришлось повторить. Со второго раза губернатор услышал. Затем он спросил, кто находится в рабочей группе, и это тоже несколько странно, ведь вопрос на сегодняшний день первостепенный и, казалось бы, глава области должен быть в курсе каждой мелочи, каждой подробности».

Размышлять о точке разворота и прочих планах (порты, трамваи и авиаперелеты взамен дорог), конечно, НЕ маниловщина. Это тоже перспектива, и не очень далекого будущего. И как же все таки отвлекает от таких размышлений какая-то банальщина. Правда ведь?..