Комиссия по охране труда – как создать (с 2022 года)

Минтрудасоцзащиты РФ издало приказ (№ 650н от 22.09.2021 г., вступает в силу с 1 марта 2022 г.), утверждающий примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда.

В преамбуле приказ ссылается на ст. 224 ТК РФ – в настоящее время эта статья регулирует некоторые дополнительные гарантии некоторым работникам. В статье прямо не указывается об обязательном создании комиссии по охране труда (в действующем ТК РФ это ст. 218, указывающая о возможности создании такой комиссии по инициативе работника или работодателя).

Поэтому приведем ст. 224 ТК РФ в том виде, в каком она будет с 01 марта 2022 г. (дата вступления в силу рассматриваемого приказа).

Статья 224. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их уполномоченного представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу об охране труда коллективного договора и (или) соглашения.

Комитет (комиссия) по охране труда является составным элементом системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа комитета (комиссии) по охране труда строится на принципах социального партнерства.

Задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:

разработка программы совместных действий работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) по обеспечению безопасных условий труда и соблюдению требований охраны труда;

участие в разработке локальных нормативных актов работодателя по охране труда;

участие в организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах;

участие в проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

участие в оценке профессиональных рисков;

подготовка и представление работодателю соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

участие в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, об обязанностях по соблюдению ими требований охраны труда.

Еще раз напомним, что создание комитета или комиссии дело сугубо добровольное, апеллировать к ее наличию (отсутствию) в спорах и на данный момент, и с учетом изменений после 01 марта 2022 г. нет необходимости.

Еще по теме статьи можно почитать:  Как проводить общее собрание членов СНТ и «индивидуалов» при пандемии

Цель создания комитета – обеспечить требования охраны труда, сохранить здоровье работника, предупредить травматизм. По сути, помочь работодателю выполнить его обязательства, помочь службе охраны труда в ряде ее функций.

Особенность комитета – ему типовое положение дает возможность взаимодействия с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда (читай, Агентство по труду и занятости), органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства (читай, ГИТ в Сахалинской области), а также с технической инспекцией труда профсоюзов (то же есть в наличии).

Задачи комитета приведены выше (выдержка из статьи ТК РФ), к функциям комитета в числе прочего как значимое можно отнести участие в проверках состояния условий и охраны труда и информирование работников о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда. Остальные функции дублируют обязанности работодателя – при этом фактическая их реализация на практике будет мало зависеть от комитета по охране  труда. Даже профсоюзы порой бессильны, поскольку, напомним, финансирование и принятие решений (окончательных) есть прерогатива, право работодателя. И главное, все рычаги только у него.

Посему на самом деле только участие работников в проверках (читай,  не давать замалчивать некоторые нюансы) и информирование о реальном состоянии дел для комитета будет самое важное.

На практике и толковая служба охраны труда, и толковые мастера участков справляются и с тем и с другим без посторонней помощи.

А главное во всем этом – содержание комитета и освобождение его членов от остальной работы регулируется все тем же работодателем. То есть некоторая зависимость все же присутствует.