Цены на горбушу и камбалу на Сахалине (2023 г): так ли доступна рыба или Лимаренко Валерий Игоревич и его достижения

Цены на горбушу и камбалу на Сахалине (2023 г): так ли доступна рыба или Лимаренко Валерий Игоревич и его достижения

Оговорка: мы не отказываемся от своих слов (вот они) про доступность рыбы. Ценовую. Просто напоминаем, что доступна реально недорогая рыбаю

***

Вернемся к тому, как это все начиналось. Еще в 2016 году слова резко расходились с делами, не так ли?

И были всякие комичные ситуации, навроде вот:

Добровольно, принудительно, а может и из иных соображений – ряд предприятий пошел навстречу и вступил в проект «Доступная рыба». Кое-где получилось комично, когда ценник в собственном магазине был так низок, что аж повышать пришлось.
Ну, это шутка. Но в каждой шутке… Вы полистайте розничные цены одного известного магазина на базе на Украинской и сравните с социальными ценами где-нибудь в Поронайске. Сравнение может быть и не в пользу социальных цен…

Меж тем, губернаторы кропотливо (и не очень) «продвигали» рыбную тему, насаждая среди электората мысль, что рыба доступна, рыбы много, три хвоста это реальность. Про три хвоста сказка кончилась быстро, а вот насаждения, связанные с доступностью и ростом потребления, похоже, «проросли».

Власть насаждает мысль, что именно Лимаренко принял такое ВАЖНОЕ решение, как «обеспечение жителей Сахалинской области свежевыловленной рыбой высокого качества напрямую от рыбодобывающих компаний». И никто другой.

Вдумаемся в цифры? «За весь 2021 год жителям реализовано 285 тонн свежей рыбы».

Для анализа нужны и другие данные. Вот вам тогда потребность внутреннего рынка в рыбной продукции (ссылка) с указанием, что Сахалинская область добывает ежегодно примерно 629 тысяч тонн ВБР, а потребляет (фактически, на человека в год) аж 28,1 килограмм (кстати, лишь седьмое место среди продуктов по объему потребления). Это не плохо по ДФО и даже по стране, но это отражает реальную потребность населения в рыбе. В мире, к слову цифра примерно 40 килограмм (взяли среднюю по разным открытым источникам).

А Минздрав рекомендует (т.н. норматив потребления) цифру ниже. Всего 22 килограмма в год на человека.

При этом тенденции развития производства и потребления рыбной продукции (правда, на тот момент без учета санкций и иных известных событий) идут к тому, что собственное производство сокращается (работаем только на «морозку» и отправку на переработку далее на материк).

Еще по теме статьи можно почитать:  Губернаторы Сахалина. Имена в истории Сахалина. Владимир Осипович Кононович

В общем, суммируя – на потребление влияет низкий спрос, в свою очередь связанный с медленным ростом доходов населения.

И тут нельзя не отметить как бы некоторое «лукавство». При всем при этом – потребление рыбы высоко, выше нормы и «закрывает» физическую потребность. А в части доходов – подчеркнем, что не может быть доступным трудно-добываемый продукт. Исключение минтай – у которого преимущество в массовости. Но добывается он в далеких экспедициях, а прибрежный минтай – это совсем другой вкус. Иных исключений нет.

***

В чем же радость власти собственным достижениям?

Население области составляет примерно 490 тысяч человек. Власть продала 285 тысяч килограмм. Итого на каждого вышло примерно полкилограмма рыбы.

Ну так себе…

Посмотрим с другой стороны. В год надо потреблять не менее двадцати двух килограмм, фактическое потребление примерно двадцать восемь килограмм. Власть обеспечила фактическим потреблением примерно десять тысяч человек… Два процента жителей области. Ух ты!.. – не удержались.

С третьей стороны – фактическое потребление рыбы всей областью составляет 13,7 тысяч тонн. При добыче примерно 629 тысяч тонн (правда, всех-всех ВБР, включая океанического рыболовства и экспортные).

Все это говорит о популистском подходе к вопросу с целью набрать электорат.

С целью же обеспечить доступную дорогостоящую рыбу необходимо вводить в карты сахалинца соответствующую субсидию.

Потому что банальная арифметика показывает, даже если мы начнем кушать ВБР сколько захотим – по нашим меркам (что спорно, конечно – много рыбы все равно не наешь, нужно разнообразие, а нам еще и витамины в овощах, фруктах, молоке и, как ни странно, мясе), пусть даже втрое – то все равно это будет малая цифра в масштабах добычи. И вполне «обеспечиваемая» субсидиями – либо лично потребителя, либо продавца (по принципу как на сейчас на общественном транспорте – оплатил, зачли сумму).

Вывод – доступная рыба существует, в том числе и за счет «падкости населения на халяву». И какой-то процент населения (пусть мизерный) эту возможность использует. И они имеют право на поддержку. Но сколько тратит государство на этот популистский проект в реальности и сколько могло бы за счет субсидий?

Еще по теме статьи можно почитать:  Станислав Н. Урсын-Прушынски. Бои на острове Сахалин во время русско-японской войны (окончание). События на Северном Сахалине

Ну и для понимания – восемьдесят килограмм рыбы в год это 6,5 килограмм каждый месяц. На человека. На семью из трех – почти двадцать килограмм. Вы реально каждый месяц готовы съедать втроем семьей мешок рыбы? Это каждый будний день брать один хвост и либо жарить, либо солить, либо тушить…

Ну для разнообразия – не каждый день, а через день. А в остальные дни иные ВБР – тут краб, там кальмар…

А мясо по выходным.

Ну как?