Сахалин при японцах, при СССР и сейчас: #былостало

Сахалин при японцах, при СССР и сейчас: #былостало

Очередные упоминания в постах о том, как было хорошо и здорово раньше, в очередной раз заставили полезть в учебник истории и кое-какие доступные статистические источники.

И только потом через это всё можно фильтровать воспоминания старожилов.

Нет цели кого-то упрекнуть.

Есть цель – объективно посмотреть на прошлое, порадоваться и погрустить, сравнить с настоящим и, конечно, развеять иные мифы.

Итак…

БУМзаводы построены японцами

Сам по себе факт неоспоримый. ЦБЗ Советского Союза точнехонько находятся на месте японских бумажных фабрик. А где-то и остатки японских зданий остались.

Но давайте разделим здания, оборудование, технологический и цикл и вспомогательные процессы (от хранения серы до внутренних железнодорожных перевозок).

Даже по зданиям – значительное (кое-где, подавляющее) количество зданий построено при СССР. Бумагоделательные машины были реконструированы или заменены в 50-60 гг.

Цитата: В результате значительно выросло производство целлюлозы (до 224,7 тыс. тонн в 1964 году), бумаги (до 210,6 тыс.тонн), картона (до 23,2 тыс.тонн).

Кстати, и при японцах «японскими» были только здания… всё оборудование было заграничным. Вот так.

Пик развития бумажной промышленности был достигнут примерно в середине семидесятых.

Потом по ряду причин (см. ниже) «кончился» лес (ель, пихта), стали размышлять, как варить целлюлозу из лиственницы. На поставленные целевые показатели отрасль так и не вышла.

Хотя бумага была хорошая. И картон. И шла на материк на всю страну.

Но дорогая была продукция. И реформы девяностых это показали. Свободная конкуренция и ценообразование привели к тому, что отрасль проиграла материку. Отдельные победы еще были (договор поставок во Вьетнам, например…), но глобально отрасль проиграла.

И закрылась.

Дешевая электроэнергия

Откуда на острове дешевая электроэнергия? Ее всегда не хватало. Приходилось строить «внутренние» станции. С 1950 по 1955 год примерно на 30 % увеличилось количество маломощных станций. 858 маломощных станций вырабатывали 8 процентов от всей энергии области. И в среднем себестоимость электроэнергии по области была в семь раз выше средней по СССР, а расход топлива в два с половиной раза больше, чем в среднем по СССР…

Еще по теме статьи можно почитать:  Сергей Мищенко. Я вернулся домой...

БУМы и электростанции потребляли значительное количество угля.

Кстати об угле. В основном применялась подземная добыча. Себестоимость была самой высокой на Дальнем Востоке (да-да, получается, даже в Анадыре дешевле…). Но именно под землей находился высококачественный каменный уголь. Хотя на разрезе (Лермонтовский) уголь обходился втрое дешевле, чем добываемый в шахте.

На рубеже 50-60-х годов себестоимость сахалинского угля в 2,3 раза превышала среднюю по СССР и в 1,8 раза – среднюю по Дальнему Востоку.

Но! Были и годы, когда стояла проблема со сбытом топлива (уголь).

А далее …цитируем:

Никогда раньше и никогда позже социалистическая угольная промышленность Сахалина не имела таких высоких показателей. Затем наступил спад. В 1984 году угольная промышленность острова дала всего 4,7 миллиона тонн, или на 19,4 % меньше, чем в 1979 году, и даже на 0,7 % меньше, чем в 1965-м. И это при том, что к середине 80-х годов потребности области в угле выросли до 5,5 миллиона тонн. С этого момента Сахалинская область впервые в своей истории стала нуждаться в привозном угле.

А леса сколько было! А рыбы!..

Сколько? Сколько было леса? Особенно если учесть, что при японцах было «хищническое вырубание» плюс нашествие вредителей.

Пик развития отрасли был в середине семидесятых. Не забывайте, что рыбная промышленность и лесная – не враги, конечно, но мешают друг другу значительно.

Почему начался спад? Потому что вырубили все. Чтобы рубить дальше, нужно было капитально вкладывать – и в посадки, и в разработку удаленных участков.

А тут еще мировая тенденция закрыть море для других стран… Нет, СССР тоже ввел двухсотмильную зону, но это вернуло флот из дальних морей. И надо было сохранять и воспроизводить ресурсы у собственных берегов.

А у лососевых было критическое положение. Вырубка леса сильно влияет на реки – как ни посмотри. Часть лесного фонда поэтому (вблизи нерестовых рек) была взята под защиту…

Кстати, «финальный» удар по лесу нанесли экономические реформы, начавшиеся в 1992 году. Отрасль пострадала больше всех. И бумажная, как следствие. Высокая себестоимость и свободные цены катализировали экономические «камни» – трудно стало конкурировать в производстве леса, целлюлозы и бумаги с материком.

Еще по теме статьи можно почитать:  Международные проекты: Углегорский район может стать связующим энергозвеном между Сахалином и Японией

Было мало пришлых! Местные бросили Сахалин!..

Не можем с этим согласиться. И опровергнуть (с учетом того, что острова были долгое время закрыты) тоже сложновато.

Давайте просто факты.

Основная промышленность на Сахалине была …рыбная. Более половины товарной продукции области приходилось на ее долю. И именно в ней (на флоте) трудились рыбаки и обработчики из других областей и республик. Приводится цифра «до 70% занятых». Будем осторожны и назовем 50%. Хотя, учитывая количество учебных заведений (морских) и учащихся в них, и общий «кадровый голод» рыбной промышленности и флота (и такое было, да – ставили на должность без рабочих дипломов, только с учебными, потому что некому было работать), который не сразу утолили – цифра в 50 % уже не кажется такой уж выдуманной.

Именно приезжие были и оставались источником пополнения населения. Не рожали тут массово местные, прирост шел за счет миграции.

Приехавшие люди (по распределению ли, по зову ли души, случайно ли, после армии ли остались…) уезжали. Для них это естественно. Вернуться к себе на родину. Для островов – еще одна маленькая большая трагедия.

И снова о том же

Нужно извлекать уроки из всего, что было.

Понимать и причины, и поводы происходящего.

Выводы делайте сами.

И уроки извлекайте тоже.

© Область на островах, 2020