Итоги визита Мишустина на Сахалин и Итуруп: анализ беспрецедентных мер по подъему экономики островов (и территориальному курильскому вопросу) или почему ни нам, ни Японии нечего друг другу предложить

Итоги визита Мишустина на Сахалин и Итуруп: анализ беспрецедентных мер по подъему экономики островов (и территориальному курильскому вопросу) или почему ни нам, ни Японии нечего друг другу предложить

Летом 2021 года премьер России Мишустин Михаил посетил острова Сахалин и Итуруп.

Были обещаны некие «беспрецедентные» меры, и были намеки на то, что Японии понравятся предложения России по урегулированию вопросов спорных территорий.

Визит Мишустина (и цели визита, и сопутствующие события) не обсуждал только ленивый – на фоне японских протестов и дипломатических нот (на которые Россия ответила в духе «не раскачивайте лодку») вкупе с ярко выраженными заискиваниями губернатора Сахалинской области (обратите внимание на его язык тела и бегающие глаза – когда будете смотреть ролики), в том числе в явно постановочных сюжетах ТВ про те или иные аспекты жизни наших островов. Но каковы реальные итоги визита и что (предположительно) нас ждет?

О визитах высокопоставленных лиц на Курилы в девяностых, например, можно почитать в замечательной книге Валерия Белоносова «Пирамиды власти или Там, на шахте угольной…». Особенно примечателен визит высокопоставленного лица, которому рыбообработчица достала ложку для икры из-за голенища сапога. Были люди, приезжали… не чинились чином. Не требовали показухи. Ну или по крайней мере им ее не создавали и они видели всё, как есть.

Иные примеры той же серии – визиты губернаторов области  в районы. Тех губернаторов, которых уже сняли. Как к ним ни относись, свою жизнь (районов в частности и области в целом) они знали.

Для начала немножко экскурса в текущую ситуацию в экономике в мире в целом и в двух странах (втянутых в территориальный конфликт) в частности. Причем ситуацию не всегда «завязанную» на пандемию.

Про засуху и рост цен на продукты в Японии можно почитать тут: вот. Спойлер – все не так радужно у них. Нет голода, но есть дефицит. Цены растут в мире повсюду и влияют на всех. Как бы мы ни хотели от этого спрятаться.

Про российскую модель экономики и ее «усталость и устарелость» тут. Спойлер: экономика удовлетворения спроса (по нашему мнению – экономика «(у)потребления») и экономика связанная с «подпиткой нефти» изживает себя. Но экономика инвестиций как инструмента «рывков» и «прорывов» в России не создана.

Наше личное замечание по поводу интервью Кудрина и экономики России. Девяностые прошли, основы экономики заложены, баланс «спрос-предложение» достигнут, но как и тогда – климат для инвестиций в нас очень неблагоприятен. И несмотря на наличие множества идей и цифровизации имея деньги российский бизнес либо выводит их за границу, либо традиционно вкладывает в более привычные сегменты “купи-продай» и «легко-ликвидные ресурсы» (лес, рыба, краб…). Они-то и идут в «бесконечную Вселенную экспорта» (так в статье – экспорт есть бесконечная Вселенная для экономики России). Хотя хотелось бы совершенно другого?

Еще по теме статьи можно почитать:  О фестивале в Холмске – лето, 2019 год

И вот теперь после краткой такой политинформации посмотрите сюжет о «беспрецедентных мерах». Сюжет от Первого канала.

https://www.1tv.ru/news/2021-07-26/410411-mihail_mishustin_rasskazal_o_bespretsedentnyh_merah_po_razvitiyu_kurilskih_ostrovov

Спойлер: свободная таможенная территория и налоговые льготы, субсидии РЖД на доставку рыбной продукции на материк и модернизация энергетики.

Расшифруем эти меры.

Освобождение от налогов получат резиденты территории. На данный момент – это холдинг «Гидрострой», по факту единственный курильский крупный игрок во всем, что касается производства (кроме, пожалуй, энергетики). Компании помельче тоже выиграют, но не стоит забывать, что на Курилы придут и другие игроки. С того же Сахалина. Некоторые уже там… «КУК», например. Да, его владельцы за решеткой, но компания является действующей и продолжает работать. Иными словами, «Гидрострой» получит заслуженное право еще больше снизить себестоимость и траты в своем инвестировании. А преференции для остальных начнутся с банального «захода» в этот рынок/деятельность.

Вопрос от нас – в чем беспрецедентность меры? Эти и аналогичные меры (типа СЭЗ) уже давно практикуют, в том числе и в России. Порт Владивосток нынче в 21 веке, и СЭЗ Находка в девяностых… Вы видите реальные результаты? Положительные в смысле. Порто-франко в чистом виде в том смысле в каком его видели «пикейные жилеты». ТОРы пришли на смену СЭЗам, с тем же успехом. Точнее, с неуспехом. Власть рапортует о темпах роста жилья, стыдливо умалчивая, что половина вводится жителями за свой счет (читай, частный сектор строит хижины и дворцы, порой в ипотеку). Власть рапортует о миллионах туристов, стыдливо умалчивая, что в них попали все командировочные…

Конечно, следует дождаться конкретных документов. И уже и делать окончательные выводы. Например, нулевая ипотека, обещанная Путиным, все-таки наступила. Правда, не сразу и не для всех. Однако, из озвученного уже сейчас, увы, НЕ СЛЕДУЕТ, что власть изменит правовое поле или создаст новое. Для создания инвестклимата необходимо удалить то, что описано в интервью Кудрина: барьеры, мешающие развитию. От судебной системы и правоприменения (читай, политическая воля государства) до реальных послаблений в экономике, связанных с конкретными цифрами и показателями (читай, льготу получишь, только если 20% работников будут местными обученными за твой счет и 15% продукции отдаешь в социальные учреждения).

Субсидии транспортникам на доставку продукции. Собственно, на наш взгляд, это «те же яйца только в профиль». Субсидии на возмещение затрат (включая транспорт) для сельхозпроизводителей и ряда других уже есть. И ими пользуются. Данный шаг отличается лишь дальностью расстояний субсидированного маршрута (что для РЖД в целом не так важно) и попыткой помочь РЖД сохранить железную дорогу на Сахалине (массовые вливания в виде дорогущих «Орланов», никому не нужных, не спасли пассажиропоток и грузопоток – все давно вывозится автотранспортом, в том числе и по причине малой пропускной способности портов).

Еще по теме статьи можно почитать:  Суд Хорошавина, свидетели без памяти и свидетели не о том

РЖД получит деньги, производитель получит преференции (возможно), но следует понимать, что транспортная составляющая в стоимости рыбы – разовая затратная часть. Подчеркиваем, что разовая, хотя порой и большая. Далее же идет значительная БОЛЕЕ затратная часть: оплата труда (на персонал всех видов – от хранения до переработки и продажи), хранение (аренда или содержание собственных складов), логистика мелких доставок (подпитка розницы) при обеспечении поставок на внутренний рынок и т.п. То есть, государство пытается снизить цену за счет перевозки, а не за счет предоставления льгот по аренде, созданию «хабов» по перевалке за счет государства… НЕ ЗА СЧЕТ системного подхода к помощи бизнесу, а за счет ТОЧЕЧНОЙ поддержки (и как следствие, имеем создание коррупционной составляющей в получении субсидий на те же транспортные расходы, например).

Каков вариант? Создание государственных «скупок». Государство МОЖЕТ быть хорошим и рачительным хозяином и владеть прибыльным бизнесом. Для этого нужно создавать нормальное НОВОЕ правовое поле, позволяющее такому бизнесу при доле государства уйти от «торгов» и закупок (пресловутые 44-ФЗ и 241- ФЗ). Уйти от слова «совсем». И государство (раз уж оно готово тратить деньги) на выходе получит управляемый бизнес с неограниченным (но подотчетным) бюджетом (те самые инвестиции, которых не хватает). Который и займется «освобождением» бизнеса от поиска транспорта, логистики. И сделает это более успешно, чем частник или даже олигарх. Потому что имеет значительные «административные» рычаги – законные преференции во всем. От приоритета посадки на паром до ценообразования с учетом покупательской способности населения.

Еще одно казенное учреждение, скажете вы? И будете не правы. МКУ это маска для чиновников. А предприятие с госкапиталом – новая форма ведения бизнеса. Социально направленная, но коммерческая. Новая «Почта России»? возможно и так… но уже есть «Почта Банк». И «Сбер-Маркет»… Значит, и «Сбер-Рыба» тоже возможны.

Модернизация энергетики и инфраструктуры – как мера, озвученная (в сюжете) Лимаренко.

Вообще-то, это плановый процесс. Мы регулярно улучшаем нашу жизнь. В чем тут беспрецедентность, оставим на совести говорящего.

Скажем лишь, что именно частный бизнес (пресловутая «ВГК») модернизируют порты. А государство не желает построить порт в Углегорске. И принимать грузы с материка именно там (!). И плечо морское меньше, и Углегорску развитие… против Холмска (как порта для паромной переправы) были против еще при СССР. Но не случилось. Зато в Поронайске порт, по мнению Лимаренко, безусловно нужен. И точка разворота в Корсакове (да уж…).

Еще по теме статьи можно почитать:  Россия и Япония: спорные Курилы, 2014 год. Взаимоотношения по нерешенным территориальным вопросам. 2019 год - все то же...

И теперь о политике.

Перед визитом было туманно озвучено и подхвачено некоторыми СМИ и недо-СМИ мысль, что и японцев устроят предложения России, которые она выскажет, и даже территориальный вопрос сдвинется с места.

Однако, перечисленные и проанализированные беспрецедентные меры не содержат ничего, что устроило бы японцев хотя бы экономически. Преференции «таможенной» зоны, будучи направленными даже на «свободу ввоза» товара (а равно и иных матценностей) – непривлекательны. Если что и строить на Курилах, и ввозить для стройки, то таможенные льготы хоть и хороши, но не являются ключевыми. Санкции и опыт шельфовых проектов Сахалина показали – ввезут все, что нужно, и существенно на стоимость продукции это не повлияет. Нефть во время санкций падала в цене по иным причинам (в т.ч. пере-добыча), нежели искусственный рост себестоимости, вызванный путем запрета ввоза заграничных запчастей. Санкции на ввоз/вывоз продуктов показали то же. Замену им находят очень быстро…

Самое плохое, что Япония ничего не может предложить России. Если вдуматься – высокие технологии на Курилах не нужны. Университеты там строить не для кого. Владивосток и Южно-Сахалинск лучше подходят для этого. Порты и энергетика – вот, пожалуй, направление для японских инвестиций. Но тут уже мы не можем предложить им ничего: ни хищнической добычи ВБР, ни продажи этой самой энергетики в Японию (самим бы хватило).

Для понимания: вся экономика Курил это ВБР. Добыча и немного переработки. Плюс чуть-чуть золота и иных полезных ископаемых, добывать которые тяжело. Строительство и энергетика «обслуживают» лишь жителей островов и «заточены» только под это. На Курилах не нужны арендное жилье (для извлечения прибыли), невозможен туризм (коммерческий, масштабов морских побережий Турции и Египта), нет ресурсов для глобальной энергетики, чтобы продать то же электричество в соседний Китай или на Камчатку. Так что справедливости ради уточним вышеприведенное заявление. Ни Россия, ни Япония на Курилах не могут предложить друг другу ничего.

Политически Япония может предложить только убрать американские базы из страны и стать свободной.

Летом 2021 года снова не произошло важнейшего изменения в территориальном вопросе.

Никак.

И объявленные беспрецедентные меры – еще должны быть тщательно рассмотрены и изучены на предмет их значимости. Станут ли они «драйвером»…

© Область на островах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *