Как построить охрану труда – с нуля: Система управления охраной труда и Как самому самостоятельно оценить профессиональные риски (ОПР)
Давайте сразу оговоримся и договоримся. Кое-что всегда будет и должно делаться одновременно и параллельно, а кое-где мы может даже и забегаем в ваших глазах вперед. Но увы, так всё устроено, и так это всё работает.
Итак, пресловутая СУОТ – комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (ст. 217 ТК РФ).
Вам необходимо весь ваш указанный «комплекс…» свести в единый документ, где и будут указаны и цели и как их достигнуть.
Это называется «Положение об управлении охраной труда (СУОТ)». Типовое положение о ней (о СУОТ) с марта 2022 г. “регулируется” приказом Минтруда № 776н от 29.10.2021 г.).
Перед тем, как разрабатывать свое «Положение…» рекомендуем прочесть все статьи цикла про создание охраны труда с нуля (воспользуйтесь поиском), и пройти соответствующее обучение по охране труда. Так вы лучше будете понимать, о чем речь.
Теперь самое важное. Действовавшее до марта 2022 г. типовое положение, утвержденное приказом 438н от 19.08.2016 г., имело относительно жесткие требования к своему содержанию. Новый приказ таких требований не устанавливает, нацеливаясь больше на работу с профессиональными рисками и опасностями. Тем не менее, рекомендуем воспользоваться «устаревшим» приказом в части содержания «Положения…».
В чем тут подводный камень? Исходя из нового приказа вдруг некоторые локальные процедуры и акты снова стали не нужны (не обязательны к разработке с точки зрения законодательства) – хотя почти шесть лет их наличие обязательно требовалось именно благодаря включению в СУОТ. Но практическая ценность таких документов очень велика! Если у вас локальным актом установлен порядок выдачи СИЗ – это хорошо! Это требование отдельных законодательных документов (конкретно 766н от 29.10.2021 г.). Но есть некоторые процедуры, которые нечетко прописаны в законодательстве в части наличия локальных актов – выдача молока, наблюдение за состоянием здоровья и т.п. Вроде это все процессы охраны труда (см. п. 47 типового Положения), но их вроде как можно поверхностно указать, а …кто это всё будет делать? Каждый раз издавать приказы и указы? Не лучше ли все сразу решить, задокументировать, и потом только в процессе анализа функционирования СУОТ что-то менять?..
Теперь всё необходимое вы знаете.
Пишите свой документ – просто пока не спешите утверждать; чуть позже, когда все процессы у вас будут покрыты – дополните «Положение…» и уж тогда утверждайте.
Отдельно отметим те самые профессиональные риски и опасности, которым государство решило уделять побольше внимания в новых редакциях ТК РФ и иных документах.
В уже указанном «отмененном» документе 438н в содержание СУОТ должно было войти то самое «управление профессиональными рисками». То есть, строго говоря, такой раздел уже должен существовать в СУОТ. Не беда, если его нет – полагаем нужным внести.
ВАЖНО! Не привлекайте сторонние организации, они не знают и не могут знать все ваши риски и опасности, нюансы. Более того, при проверке дипломов и квалификационных свидетельств некоторых их экспертов вдруг выясняется, что и никакого специального обучения по рискам не было, а методики, ими “используемые” – абсолютно никакие (их нет). Даже пресловутое «программное обеспечение» не спасает ситуацию.
Правовые основы помимо ТК РФ для рисков и опасностей следующие:
- Приказ Минтруда № 776н от 29.10.2021 г. (утверждает «новое» типовое Положение о СУОТ)
- Приказ Минтруда № 36 от 31.01.2022 г. (утверждает рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей)
- Приказ Минтруда № 926 от 28.12.2021 г. (теория по рискам и опасностям)
Далее вы разрабатываете раздел СУОТ по управлению рисками и опасностями. Пишите теорию, методы оценки, иные аспекты (приказы №№ 36, 926 вам в помощь).
Главное, что нужно сделать – создать реестр рисков в любом виде.
Содержание реестра простое: риск или опасность, оценка его воздействия (вероятность возникновения, максимальные последствия), меры по снижению или устранению риска. Можете добавить что угодно – от ответственных лиц до конкретных действий конкретных работников.
Приказом Минтруда № 36 пользуемся как «руководящим» документом по опасностям и рискам. Также для создания реестра рисков (и мер по контролю) используем все эксплуатационные документы (техническая документация), все правила и инструкции по охране труда. И результаты спецоценки тоже.
Удачной вам работы!
PS
Понравилась статья?
Тогда, пожалуйста, переведи на наш Яндекс-кошелек семнадцать рублей (щелкни тут, чтобы перейти к странице оплаты).
Да-да, ты не ошибся. Всего семнадцать рублей. Впрочем, можешь сам выбрать сумму!
Эти деньги пойдут на оплату хостинга, продвижение сайта и наших соцсетей.
Спасибо!