Охрана труда при работе на шумных производствах

Охрана труда при работе на шумных производствах

Шум – неотъемлемая часть работы любого механизма. По распространенности шум занимает одно из лидирующих мест (как вредный и опасный производственный фактор). При этом шум имеет особенность – его воздействие необратимо (в отличие от воздействия ряда других факторов), органы слуха, увы, не восстанавливаются. В тот момент, когда последствия длительного воздействия станут ощутимы (легкая глухота), одной профилактики уже недостаточно.

Шум относится к виброакустическим факторам.

По состоянию на июнь 2023 года Минтрудом РФ разработан проект правил по охране труда в условиях воздействия виброакустических факторов.

Напомним, ранее были разработаны и предложены правила, регулирующие работы в особых температурных условиях, а также при воздействии климата и микроклимата (пока также – это лишь проект).

По смыслу проекта правил – обеспечение защиты работников производится «временем» и средствами индивидуальной защиты. Ничего новаторского, стандартные действия и обязанности работодателя при организации работ в условиях шума, вибрации, ультра- и инфра-звука.

Работодателю необходимо будет разработать перечень профессий и должностей работников и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования (дополнительные). В чем практический смысл таких перечней – совершенно неясно.

На производстве должен предусматриваться постоянный контроль исправности машин и механизмов, оборудования. Должен предусматриваться оперативный контроль за состоянием условий и охраны труда, периодический контроль (в т.ч. с профсоюзами).

Цитата:

«В случае неконтролируемого превышения параметров общей вибрации и (или) шума и недостаточностью уровней коллективных и индивидуальных средств защиты (далее – СИЗ), с целью сохранения    жизни и здоровья работников, работы должны быть прекращены и приняты меры по устранению опасности, а при необходимости – обеспечена эвакуация работников».

Представить такую ситуацию, наверное, невозможно. По описанию она явно нештатная, и правила не должны регулировать действия во внештатных (или более того, аварийных) ситуациях. В целом же, даже «контролируемое» превышение параметров, как уже было сказано, является распространенным случаем на производстве.

Новые правила указывают и мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, основанные на принципах управления рисками: отказ, замещение, устранение, смягчение…

Также должны использоваться ограждения и знаки безопасности.

Еще по теме статьи можно почитать:  Vision Zero – что это, как применять и будет ли это работать

Теперь самое интересное, и на наш взгляд избыточное – ибо и так присутствует во всех правилах.

Наряд-допуск.

В чем смысл требовать наряд-допуск на работы повышенной опасности в условиях воздействия вибро-акустических факторов, которые сами по себе не являются каким-то видом работ? Невозможно представить себе работы в шумных и вибрирующих местах без наряда-допуска в принципе. Об этом прямо говорит ряд действующих правил – например, общие для всех правила по охране труда при ремонтных работах (Приказ Минтрудасоцразвития РФ № 833н от 27.11.2020 г., «Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования» (действуют до 31.12.2025 г.)): все работы повышенной опасности (по утвержденному перечню, как правило) выполнять по наряду-допуску.

Как определить работы повышенной опасности в условиях воздействия виброакустических факторов? Которые сами по себе вредный и опасный ФАКТОР, но не ОПАСНОСТЬ и не ВИД РАБОТ.

А ведь это будет обязанность работодателя – определить такие работы. И скорее всего, это будет очередной локальный документ, ибо записи СУОТ должны быть записями. Такой же, как для ОЗП, работ на высоте, огневых… работ в электроустановках…

Относительно полезным является раздел контроля за вибрацией и охраной труда при превышении ее уровней выше допустимых. Законодательно устанавливается (в очередной раз) осуществлять контроль за параметрами вибрации инструмента (по логике – это ручной инструмент, и требуется внести изменения в правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями), не допускать сверхурочной работы в виброинструментом, у которого параметры превышают допустимые. И тут видим противоречие – по идее (и по букве предыдущего пункта) работать можно только БЕЗОПАСНЫМ инструментом. А НЕБЕЗОПАСНЫМ нельзя, да еще и сверхурочно.

Что касается общей вибрации – то меры (в порядке приоритета) предлагают следующие: замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, средств индивидуальной защиты рук, обуви специальной для защиты от вибрации.

И снова возникает вопрос – зачем правила подменяют собой различные документы, обязательные для проектирования и обязательный раздел СУОТ, связанный с рисками? Представим ситуацию, обнаружил работодатель у себя превышение параметров. Он немедленно бросится в дорогостоящее проектирование? Вряд ли. При превышении (подтвержденной спецоценкой, например) он будет принимать какие-то меры и так. А вот по букве правил вдруг выходит, что «работодатель обязан принимать меры по снижению ее уровня до нормативных величин», иначе …штраф? Иное наказание?

Еще по теме статьи можно почитать:  Как правильно размещать грузы: трубы, кирпич, панели, пиломатериалы и др.

Так ведь при превышении норм (что по шуму, что по вибрации) рабочему месту присваивается соответствующий класс условий труда и разрабатываются соответствующие мероприятия! Не всегда возможно привести места «в норму».

Представьте, например, воздействие общей вибрации на водителя. При массе переменных условий вдруг окажется, что новый автомобиль для него не панацея, и невозможно соблюсти требование правил «снизить уровень до нормативных величин».

Цитата из правил: «Рабочие места транспортных средств должны быть оснащены виброзащитными сиденьями».

Простите, законодатель предлагает владельцу автопарка заняться переоборудованием транспортных средств на свой страх и риск? Потому что соответствие транспорта техрегламенту …как-то не предусматривает обязанность защиты от вибрации установкой строго виброзащитных сидений. Ну даже если это не относить к переоборудованию (модернизации и т.п. – как ни назови), то это минимум ЗАТРАТНО.

А далее разработчик снова «противоречит» сам себе, создавая правовую неопределенность. Ибо по тексту вдруг выходит, что работать при превышении все же можно, реализуя ряд организационно-технических мероприятий.

Казалось бы, малость… но сколько таких «неопределенностей» в текстах правил вообще? А сколько ГОСТов и иных «стандартов» (противоречащих и друг другу, и «федеральному» законодательству), которые то инспекторы, то аудиторы, то суды пытаются «пристегнуть» к производству?

Продолжаем следить за судьбой проекта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *