Медосмотры в 2020 году – по новым правилам (размещен проект приказа Минздрава по медосмотрам, но приказ 302н не отменен)
Не так давно мы писали про совместный проект приказа Минтруда и Минздрава про медосмотры.
Проект, по нашему мнению, НЕ решил имеющиеся проблемы и трудности с прохождением медосмотра.
И вот, немного спустя, Минздрав выпустил еще один проект (в этот раз самостоятельно) приказа по тем же самым медосмотрам.
Разберем основные его положения.
Первое – приказ 302н опять НЕ отменяется. Более того, пункты 14-26 Приложения № 2 к 302н «сохраняются» и предполагаются к использованию. Снова та же загадка: почему нельзя полностью переработать имеющийся приказ 302н.
Второе. Неясно, как приказ будет соотноситься с совместным приказом (см. выше) с Минтрудом. Вероятно, утвержденный новый «Порядок…», обновленные «Факторы и работы» и «остатки» приказа 302н останутся жить совместно? Как минимум правильное применение трех документов усложнит деятельность всех заинтересованных сторон. При этом обращаем внимание, что приложениями к новому «Порядку…» вводятся факторы и работы с указанием исследований и периодичности (т.е. смысла в совместном приказе уже нет). А меж тем ранее описываемый проект все еще обсуждается и не «закрывается». Кстати, радует, что все наши предложения помечены отметкой «учтено».
Третье. Предварительные медосмотры – по смыслу текста проекта приказа их проведение практически не меняется в сравнении с порядком, указанным в приложении к 302н.
Четвертое. Отметим «несогласованность» проведения предварительного медосмотра с реалиями. В частности, хоть и не указывается, но подразумевается, что прохождение медосмотра есть услуга, оказываемая по договору с медучреждением. Это связано с обязанностью работодателя проводить медосмотры за свой счет (закреплено в ТК РФ). При этом следует понимать, что для целого ряда работодателей с определенными критериями и особенностями ведения деятельности (малый и средний бизнес с минимумом персонала, малая текучка, и т.п.) было бы целесообразно допустить законодательно возмещение расходов работника на медосмотр. Правда, для этого, возможно, пришлось бы вносить изменения и в ТК РФ – но на деле действительно это было бы эффективней для обеих сторон трудовых отношений. Особенно в случае, когда работник сам «заранее» проходит медосмотр по «типовым» профессиям и видам работ (продавец, водоподготовка и т.п.) и ищет работу, что в РФ далеко не редкость.
Вообще, следовало бы предусмотреть законодательно право работника предварительно «проверять» себя на соответствие медтребованиям к тем или иным работам – хотя бы в качестве эксперимента. Плюс при смене работы на однотипную и по той же должности (профессии) результаты предварительного медосмотра могли бы «иметь значение» в течение какого-то определенного срока. Сейчас на практике имеем парадоксы: полностью годный работник при смене работодателя (особенно, внутри какой-то группы компаний – например, те же торговые сети, где объекты «оперируются» несколькими юридическими лицами) снова проходит медосмотр по тем же пунктам приказа 302н, работодатель несет необоснованную финансовую нагрузку.
Пятое. Периодические медосмотры. Наличие контингента и поименных списков – остаются. Как быть при текучке персонала (фактически, регулярно «переделывать» договоры с учреждениями) остается тем еще вопросом. Особенно, если учесть положение, что поименные списки предоставляются в медицинскую организацию за два месяца до начала медосмотра. На практике это мало/слабо реализуемо (с большой долей вероятности можем утверждать, что и не соблюдаемо ни одной из сторон).
Далее – внимание! В контингенте указывают:
…наименования вредных производственных факторов и работ в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ, а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате лабораторных исследований и испытаний, полученных в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также используя эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Ни слова о спецоценке, ни слова о том, что факторы должны «подтвердить» свою вредность. Достаточным условием для медосмотра вдруг стало наличие самих факторов на рабочем месте. Правовая неопределенность, трактуемая несоответствием положений «Порядка…» и Трудового Кодекса (обязывающего проходить медосмотры там, где воздействие факторов превышает нормы) – налицо.
В перечне факторов изменена нумерация, количество факторов несколько сокращено.
В перечне работ по неясным причинам отсутствуют все работы, перечисленные в пп. 14-26 приказа 302н. Зачем оставлять целый приказ из-за нескольких пунктов, и почему бы не внести их во вновь разрабатываемый документ – неясно.
Наши комментарии и мнение размещены в обсуждении проекта на сайте regulation.gov.ru
© «Область на островах»