Макаров, Сахалинская область. Кладбище (старое) и футбольное поле

Ключевые слова статьи: храм в Макарове, старое кладбище в Макарове, японское кладбище в Макарове, видео, фото

Очередная “рекогносцировка» на местности удалась.
В этот раз обследованию подвергся тот самый участок бывшего кладбища, что находится выше футбольного поля (бывшего ипподрома).
Из того, что сохранилось, и детских воспоминаний – можно сделать вывод: оградки были сданы на металл очень давно.
Что характерно, сохранились оградки именно те, которые были сделаны интересным способом: забетонированы (имели бетонное основание, в которую и монтировалась оградка).
     
Итак, по состоянию на октябрь 2015 г. сохранились три памятника различной формы (остроконечные) темно-красного цвета  – такие ставили в пятидесятых годах. Напомню, что после пятидесятых захоронения на старом кладбище прекратились. В 2020 году в принципе все то же. Не растащили.

Плюс памятник из бетона с интересной оградкой  – предположительно, корейский. Упоминаний о бетонном памятнике такой формы пока нигде не найдено.

Можно предположить, что это был очень значимый человек – и поэтому его захоронили именно так, с таким памятником… Но с чего бы при СССР стали использовать памятники именно такой формы – восточной, напоминающей в некотором роде тюконхи.
И качество бетона даже не специалисту дает понять, что этот состав скорее японский.
Вопрос: почему мы ухаживаем за японским кладбищем (вычистили его, привели в порядок), и не ухаживаем за советским?
Также сохранились две оградки без памятника.
***
Дополнительно была найдена та самая дорога на храм (встречается на фото периода Карафуто). Вероятней всего – это та самая дорога (уже заброшенная и заросшая), что ведет вниз от развалин лыжной базы на восток.


Вдоль нее был найден еще один постамент. Совмещение фото с pastvu и реальности дало интересную гипотезу: пожалуй, этот памятник виден на японском фото, но находится он гораздо ближе.

А те остатки памятника у стелы тюконхи (а это именно стела, а не эмася, как написано у И.А. Самарина) – пока что на этом фото не появились.

По мнению Д. Шаизова в Сиритору было как минимум четыре обелиска – если судить по найденным мной остаткам, спорить с этим трудно. Также Д. Шаизов предположил, что парк при храме находился на месте Березовой рощи, и подвигло его на это в т.ч. и наличие остатков камней, которыми обкладывали обелиски. Правда, есть и несоответствия (ищите соответствующую статью на нашем сайте). Однако, в последнее время это убеждение все больше имеет смысл и уже утвердилось среди увлеченных, а также в разных источниках.
***
Независимо от того, что и где находилось – Сиритору был удивительный город. Три храма (только синтоистских, и только известных – ибо есть еще вообще неупоминаемый и в настоящее время известный только по карте храм в районе нынешней улицы Набережной – предположительно в районе бывшего «холодильника» либо чуть севернее, а также Санеси Дзиндзя, построенный чуть южнее г. Макарова / Сиритори в честь одной из жительниц, а также Сиритору Дзиндзя с годом основания 1941…, вероятно этот тот самый храм, основанный в 1926 году, просто перестроенный в дальнейшем (эту же версию излагает Н.Вишневский в своей книге “Макаровская земля”) плюс буддийские храмы.
***
Еще один осмотр площадки за тюконхи опять ни к чему не привел.
Тот же бетон… плиты уложены неплотно друг к другу. Возможно ли, что это было основание для деревянного строения (части храмовых сооружений)? Возможно ли, что это была площадка для танцев, которую «подвинула» земля?
Чей это бетон?..
В своей книге “Памятники истории и культуры периода губернаторства Карафуто” И. Самарин на 80-й странице снова упоминает площадку для ритуальных танцев…
© Область на островах, 2016 г., дополнено в 2020 г.

Еще по теме статьи можно почитать:  Глодова Мария Тихоновна, г. Макаров. Директор "вечерней" школы.

Видео старого кладбища: 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *