Невельск, сивучи на брекватере – что посмотреть, где побывать. Памятники и памятные места, трасса Невельск – Огоньки (Анивский район).

Невельск, сивучи на брекватере – что посмотреть, где побывать. Памятники и памятные места, трасса Невельск – Огоньки (Анивский район).

Так долго не быть в Невельске!..

Предвкушение от предстоящей поездки… ой, как хотелось! Ведь будет что-то новое, необычное. Не серое. Не унылое.

Погода не очень? Да вы что! Невельск и нужно снимать в дождик и в пасмурность.

Правда, сразу решили. На сивучей будем смотреть только в бинокль. Кто желает – цена вопроса от 1000 до 1500 рублей. Договаривайтесь заранее, звоните по «рекламным» телефонам.

Итак!..

В назначенное утро!

Картина первая. Село Огоньки, Анивский район, Сахалин.

Село немаленькое, как думалось ранее. Добротно ремонтируется (многоэтажки и административные здания), дома крепкие.

Недавно отремонтировали школу (и это видно, отлично смотрится).

Правда, живет тут очень мало человек… по переписи 2010 года около 450.

Как-то доводилось довозить девушку из Огоньков до Южно-Сахалинск, которая рассказала, что лучше своего ребенка будет возить в Южно-Сахалинск (выбив там школу правдами-неправдами), т.к. в Огоньках некоторых классов вообще нет, классы один-два человека. Правда или нет – автору неизвестно, оставим на совести рассказчицы. Хотя при населении 450 человек вполне может быть суровой реальностью.

А в общем и целом – совершенно неясно, чем живет село. Судя по постройкам – фермерство. Судя по всему остальному – работа где угодно вне села, браконьерство (на «разрешенной» рыбалке не прожить, плюс чуть-чуть бюджетки и социалки (почта, школа…).

И самое неудобное – некуда бежать. Нет рядом ни крупного города (и Анива далеко, и Невельск), ни крупного предприятия… ни закрыть, ни бросить.

И сопка Любви очень красивая на самом деле.

Цитаты (ссылка) :

Самое знаменитое место в нашем селе – это сопка Любви и мост у её подножия на месте слияния двух рек Быстрой и Лютоги. Это излюбленное место романтических встреч, отдыха, рыбалки не только жителей села, но и гостей.

При японцах сопка была безымянной. Об этом рассказал переселенец из Горьковской области Владимир Николаевич Иванов. В 1947 году он приехал в наше село (японское название Отойо) шестнадцатилетним юношей. Из его воспоминаний мы узнали, что в районе сопки Любви у японцев была зона отдыха. Там стояли скамеечки, было посажено много очень красивых цветов. Здесь отдыхали и японцы, и переселенцы, а вечерами встречались влюблённые парочки. И как-то незаметно стали сопку называть сопкой Любви и появилась красивая легенда.

Но как оказалось, у сопки есть и другое название – Змеиная

С вершины сопки открывается красивейший вид на мост, реки Лютогу и Быструю (Брянку), на село. Мост на этом месте был построен ещё японцами, в дальнейшем несколько раз перестраивался. А рядом находился висячий мост через реку Лютогу, первоначально построенный японцами. На противоположном берегу было очень хорошее место для купания. Мосты были разрушены в 1981 году тайфуном Филлис. С тех пор висячий мост не восстанавливали.

По вершине сопки проходит старая японская дорога, она разветвляется на две части: одна идёт в сторону с. Высокое, другая – в сторону Невельска. Здесь можно увидеть 12 воронок от снарядов и окоп длиною около 350-400 метров со времён войны. Говорят, что в 70-е годы подростки нашли там японскую винтовку. На северном склоне, недалеко от родника, находилось японское кладбище.

Картина вторая. Дорога и девятнадцать километров Ловецкого перевала

Еще по теме статьи можно почитать:  Невельский краеведческий музей - фотографии, интерьер

Асфальт – до самого Невельска! Да знаем, что это уже давно. Но все равно каждый раз приятно! Кто помнит поездки по грунтовке – тот оценит. Приятно, что есть отбойники на дороге.

Минусы – по всей трассе ты не застрахован от «дурака» на «встречке». Ведь трасса хоть и в асфальте, но все та же. Тот же перевал. С ограниченной или плохой видимостью. Особенно в туман.

А еще – май и снег. По всем распадкам. Середина мая, а снег не тает… прямо как на севере острова.

Слева и справа сопки и распадки.

И ни одного населенного пункта до самого Невельска!..

Картина третья. Памятник Гагарину

Стела (памятник) у здания АТП и автошколы…

стела Гагарину (Невельск)

Удручающий вид. Пожалуй, одно из худших решений.

Не то, чтобы памятник не нужен. Такой вот не нужен, скорее.

Даже на сайте музея на фото на заднем плане тот еще вид…

Картина четвертая. Чистые улицы, много Ленина

Ленина вокруг много.

И дело не в улицах и их названиях (как и много где – есть и улица Ленина, и Советская… и Яна Фабрициуса – кто бы знал, кто это!).

И не в том, что когда-то рыбколхоз «Заветы Ильича» был сюда переведен с материка (из Советской Гавани).

Просто сохранились и стеллы с Лениным, и памятник.

Поменьше, чем в Корсакове, но есть.

А улицы и правда чистые. И техника их чистит от пыли, и тротуары более менее.

Правда, как всегда, шаг влево или вправо (во дворы, например), и …увы.

Картина пятая. РДК, музей и Невельской

В Невельске нет памятника Невельскому?

Правда?

Ну конечно, неправда. Есть и памятник (установлен в 1977 году у здания «мореходки») и скульптурная композиция в одноименном сквере.

В честь адмирала назван местный РДК.

В музее целый зал отведен исследователям – а значит и адмиралу.

Будем справедливы – несомненно, именно экспедиция Невельского «открыла» Сахалин для России.

Но не менее справедливо будет знать и иных его сподвижников: Рудановский, Буссе (как ни относись к нему), Бошняк…

Еще по теме статьи можно почитать:  Куда повести гостей Южно-Сахалинска: достопримечательности города. Краеведческий музей

А сам Невельск начался с рыбной промышленности )))

Ну если совсем точно, то все же с Рудановского – который изучал и исследовал остров, будучи оставлен тут Невельским.

А потом уже русский рыбопромышленник Семенов начал тут промысел морской капусты.

Посему не зря, считаем, именно бюст Рудановского в музее в центре зала.

Про музей почитайте в отдельной публикации :-))

Картина пятая. Сивучи и брекватер

Сивучи – символ города.

Есть памятник сивучам, есть клумба в виде сивучей… есть символы сивучей в т.н. «рекреационной» зоне (так на карте), которая суть красивая ухоженная прогулочная площадь.

Есть бинокли в обе стороны (на оба «волнолома»). В них сивучи видны прекрасно и по нашему мнению нет нужды выходить в море, чтобы посмотреть их поближе.

Есть желание не мешать им… по странной прихоти они и так (в трех местах в мире) приходят в этот город. Несмотря ни на что.

Не мешайте им.

И не мусорьте в океан…

Вообще не мусорьте.

Картина шестая. Погибшие моряки, памятник и память

О той трагедии известно мало. Ни публикаций в СМИ тех времен, ни открытого доступа к материалам расследования… да и было тех материалов-то.

Лишь один выживший.

Не будем пересказывать – поищите на нашем сайте про памятники Невельска, там кое-что есть.

Хочется лишь задаться вопросом: близки ли теперь и понятны ли морские беды юному поколению?..

В городе все еще есть «мореходка» (нынче филиал Дальрыбвтуза, недавно чуть не ликвидированная), есть крупные (фактически, крупнейшие) рыбацкие предприятия (в т.ч. “ушедшие” сюда с Южно-Сахалинска), первые СП были в рыбной промышленности в том числе и тут (в Невельске), значительное количество рыболовных судов области имеет порт приписки Невельск.

Невельск – это город рыбаков по праву.

И память о море (которое ничего не прощает) и трагедиях нужно хранить.

Картина седьмая. Улицы, люди и дома

Дома ухоженные.

Будучи поврежденными после землетрясений в сравнении с тем, что было несколько лет назад, они смотрятся ухоженно, красиво.

Четыре основных улицы, перетекающие одна в другую (а фактически одна длинная улица) какой-нибудь «романтический приезжий» явно бы «разукрасил» словесно: мол, от новостроек (от которых и пошло наименование «невельский» тип домов) через сталинки к брежневкам. Мы ограничимся лишь тем, что эти улицы – как срез нашей жизни. Есть всё и есть недостатки (где их нет).

Еще по теме статьи можно почитать:  Маршрут выходного дня – гора Плоская, как добраться от «Кристалла» или Больничной

В целом, впечатление от города положительное.

Удивительно, но лица прохожих не угрюмые. В отличие от Корсакова и Холмска (не говоря уже об Александровске-Сахалинском), где создается впечатление, что позитива у людей в жизни нет, и не предвидится, и все их желание – скорей бы уехать отсюда.

Рейсовых автобусов не увидели, но они есть))) на остановках их терпеливо ждут (а ходить пешком по Невельску тяжеловато – город очень протяженный). Дети радуются и бегают, как и положено детям.

Есть красиво оформленные кафе и уличные павильоны, явно рассчитанные на приезжих – «поглазеть на сивучей», погулять или «далее на Крильон через водопады». Провинциальности в них ни на грош.

Впрочем, судите сами – глядя на фото.

Картина восьмая. Что дальше?

Невельск – «рыбацкое» место. И горняцкое. Последнее не шутка. «Горняк-1» вышел за пределы Невельска и района уже давно и прочно занимает свою нишу в угледобывающей отрасли (пусть и не такое большое, как «ВГК»).

Город живет, «украшается», есть надежда на то, что называют «устойчивым развитием» (открытие угольного порта – это всерьез и надолго, в отличие от невнятного порта в центре острова)…

Но как быть с фактами, что после «отъезда» крупн(ейше)ого рыбопромышленника О. Кана и ареста его сподвижника и депутата Дм. Пашова отрасль вновь «зашатало» (в т.ч. и по зарплатам).

Как быть с нежеланием государства (и Федерации, и области) инвестировать в порты области – мифические «точки разворота» остановятся на многомиллионном проекте, а реально порты модернизирует бизнес, неся колоссальную нагрузку…

Как быть, если красота Невельска соседствует с неразвитостью инфраструктуры (хорошо, хоть дорога появилась до Южно-Сахалинска) и отключениями света при любой плохой погоде…

Как быть с тем, что «Все введенные в эксплуатацию в январе-сентябре жилые дома построены населением за счет собственных и заемных средств» (то есть тут не строят ВООБЩЕ – и это видно; жители строят себе жилье самостоятельно).

И как быть с предложениями губернатора брать ипотеку при переселении из аварийного жилья (!).

Картина девятая. Мы еще вернемся

Мы еще вернемся.

Впереди снова трасса… девятнадцать километров красот перевала, «ветряки» вблизи Огоньков и оживленная дорога Холмск – «Южный»..

Час тридцать пути.

От моря к долине.

От сивучей к парку…

Еще приедем!

© “Область на островах”