Письма Минтрудасоцзащиты и Минздрава № 15-2/10/В-8809 и № 28-5/И/2-10974 о медосмотрах или Если фактор не признан вредным, надо ли по нему проходить медосмотр

Очередное письмо Минтруда и Минздрава о медосмотрах появилось в правовых системах.

Увы, не всегда ясна суть заданного вопроса (конкретная формулировка, от которой зависят существенные порой детали норм закона) – тем не менее, понять позицию Министерств вполне можно и по тексту.

Письмо (на самом деле два письма № 15-2/10/В-8809 и № 28-5/И/2-10974) в качестве оснований для включения работников (должностей и профессий) в списки для прохождения медосмотров устанавливают: вредные условия труда (3.1 и выше), выполнение работ (перечисленных в соответствующих приказах (988н/1420н и 29н)) и …(дословно!) «наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля)».

Иными словами Минздрав и Минтруд продолжают настаивать, что (а это, по нашему мнению, вопреки ТК РФ и подзаконным актам – в т.ч. уже упомянутым приказам) основанием для медосмотров является просто наличие в рабочей зоне каких-то факторов без привязки к концентрациям и соответственно классу условий труда. Достаточно эксперту их идентифицировать, как они тут же становятся основанием для медосмотров.

Давайте разберемся, почему это вдруг так? Прежде всего, что это за формулировка «которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций»?  Марганец в сварочных аэрозолях – например. Канцероген? Несомненно. Но сварщик «варит» раз в полгода… имеет класс 2 и вообще «совместитель» (не нужна полная ставка). Каково законодательное оправдание медосмотров по «марганцу»?

Еще по теме статьи можно почитать:  Обучение по охране труда. Зависимость уровня травматизма от обучения

Само по себе наличие канцерогена – это лишь основание для производственного контроля. Так требует Роспотребнадзор и СанПиНы. Нормируемого, кстати, канцерогена. Например, по тому же марганцу. К слову, правильно оборудованный сварочный пост (не говоря уже про открытые местности) вообще на практике показывает при замерах химфактора значения ниже нижнего предела. И то, замерять его не всегда обязательно, этот фактор. Уточняйте в СанПиНе.

Так в чем же логика позиции Министерств? И кто будет определять правильность выбора «пунктов» медосмотра?

Ждем правоприменение и складывающуюся практику…

P.S.

Текст письма полностью:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 15-2/10/В-8809

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N 28-5/И/2-10974

ПИСЬМО

от 16 июля 2021 года

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2021 г. совместного приказа Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31 декабря 2020 г. “Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры” (далее – Приказ N 988н/1420н) и приказа Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н “Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры” (далее – Приказ N 29н), разъясняет следующее.

Приказы N 988н/1420н и N 29н разработаны в рамках реализации механизма “регуляторной гильотины” взамен приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя. Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Еще по теме статьи можно почитать:  Охрана труда при работе на шумных производствах

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”;

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно-допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI Приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 – 27 приложения к Приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Еще по теме статьи можно почитать:  Об избыточности требований, прописанных в Интернете: зачем нужна «бумажка на бумажку», надо ли иметь те или иные нормативные акты работодателя, какие журналы надо по охране труда… положение по охране труда, наряды-допуски, инструкции. Какие документы, говорите, надо по охране труда?..

Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

А.В.ВОВЧЕНКО

Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

О.О.САЛАГАЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *