Приказ 302н отменен. Изданы новые правила прохождения медосмотров с апреля 2021 года

С 01 апреля будет отменен приказ 302н – тот самый, еще практически сразу после издания признанный «коррупционным».

Взамен выходят сразу два документа – один от Минздрава и один совместный Минздрава и Минтруда; оба вступят в силу с 01 апреля 2021 г., будут действовать до 01 апреля 2027 г.

Совместный приказ Министерства труда и социальной защиты № 988н и Министерства здравоохранения № 1420н утверждает перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

В перечень входят:

  1. Химические факторы (53 основных пункта, некоторые содержат подпункты)
  2. Биологические факторы
  3. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и пыли
  4. Физические факторы
  5. Факторы трудового процесса
  6. Выполняемые работы

Как видим из перечня, АПФД выведены из «химического» фактора.

Изменен подход и к сварочным аэрозолям: ранее приходилось принимать решение о содержании в них марганца. Теперь же указан просто фактор без привязки к конкретному проценту содержания марганца.

Звучит он так: «сварочные аэрозоли, представляющие сложную смесь аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (кремний диоксид аморфный в смеси с оксидами марганца в виде аэрозоля конденсации, дижелезо триоксид, титан диоксид, алюминий и его соединения) и химических веществ разной природы: аэрозоли металлов (в том числе марганцаР, цинкаА, хрома (VI)К, хрома (Ш)А, бериллияРКА, никеляК, хром трифторидаА), газы, обладающие остронаправленным действием на организм».

Физические факторы делятся на ионизирующие излучения и радиоактивные вещества, неионизирующие излучения, вибрация, шум, ультразвук (воздушный и контактный), инфразвук, параметры охлаждающего микроклимата, параметры нагревающего микроклимата (к которому теперь отнесено и тепловое излучение), освещенность рабочей поверхности, пониженное давление воздушной или газовой сред, пониженное давление воздушной и (или) газовой сред и пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе или искусственной дыхательной газовой смеси в случае, если указанное давление необходимо поддерживать в производственных зданиях, помещениях и (или) сооружениях в соответствии с применяемой технологией работ (за исключением водолазных работ, кессонных и работ в барокамерах).

Фактор напряженности включает в себя работу с оптическими приборами и нагрузку на голосовой аппарат (как видим, несколько меньше, чем предусмотрено методикой проведения специальной оценки).

К работам, требующим прохождения медосмотра, теперь относят:

  1. Работа на высоте
  2. Работа лифтера на лифтах скоростных (от 2,0 до 4,0 м/с) и высокоскоростных (свыше 4,0 м/с) при внутреннем сопровождении лифта. То есть, несмотря на указание в приказе 302н «к приему на работу для лифтеров обычных лифтов противопоказаний нет» из-за неопределенности в терминологии очень часто направляли на медосмотры «обычных» лифтеров, не сопровождающих лифт (читай, дежурных операторов).
  3. Работа в качестве крановщика (машиниста крана, машинист крана автомобильного)
  4. Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением.
  5. Работы по валке, сплаву, транспортировке, первичной обработке, охране и восстановлению лесов.
  6. Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут. Как видим, впервые появляется некая норма доступности – определяющая, имеется ли необходимость (например, вахтовикам) проходить такой медосмотр, или достаточно понимать, что в течение часа помощь прибудет на объект.

К таким работам относят: морское бурение, работы в нефтегазовой промышленности в районах Крайнего Севера (и приравненных к нему местностях), работы на гидрометеорологических станциях и сооружениях связи. Сюда же отнесены работы, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в отношении проведения предварительных медицинских осмотров для работников, приезжающих на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей). Сюда же отнесены работы, выполняемые вахтовым методом в необжитых, отдаленных районах и районах с особыми природными условиями (в отношении проведения предварительных медицинских осмотров для работников, выполняющих работу вахтовым методом в указанных районах).

  • Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа и подлежащего учету в органах Ростехнадзора.
  • Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах, работы на коксовой батарее на открытых производственных зонах.
  • Работы, выполняемые аварийно-спасательной службой, аварийно-спасательными формированиями, спасателями, а также работы, выполняемые пожарной охраной при тушении пожаров.
  • Работы, выполняемые непосредственно на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции, в случае если конструкцией оборудования не предусмотрена защита (ограждение) этих элементов (в том числе токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы).
  • Подземные работы, включая работы на рудниках.
  • Работы, выполняемые непосредственно с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания изолирующих и средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующих с полной лицевой частью.
  • Управление наземными транспортными средствами.
  • Водолазные работы.
  • Работы по оказанию медицинской помощи внутри барокамеры при проведении лечебной рекомпрессии или гипербарической оксигенации.
  • Кессонные работы, работы в барокамерах и других устройствах в условиях повышенного давления воздушной и газовой среды.
  • Работы, при выполнении которых разрешено ношение оружия и его применение (если требование о медосмотре не установлено законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ.
Еще по теме статьи можно почитать:  Какие работы по транспортной безопасности нельзя выполнять определенной категории лиц: аттестованный по БДД с судимостью – можно ли брать на работу?

Как видим, из перечня пропал ряд работ, например «пищевики» (в т.ч. и «молочка»). Тот же вопрос по персоналу, проводящему работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей. Также пропал «медперсонал» – но здесь, вероятней всего, вопрос будет закрыт пресловутым «биологическим» фактором. Также “пропал” персонал медицинской промышленности и аптечной сети, связанный с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств. Пропали педагогические работники (все виды и типы) и работники детских организаций, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.). Пропал персонал организаций и предприятий бытового обслуживания (бани, парикмахерские), работы в бассейнах и водолечебницах, работы в гостиницах и общежитиях. Пропали проводники пассажирских вагонов и бортпроводники воздушных судов. Возможно, для первых это было избыточное требование (но как быть с тем, что поезда дальнего следования не всегда могут войти хотя бы в «часовую» норму оказания медпомощи – и здоровье у проводника должно быть хорошее). Но для вторых – закроется ли это «перегрузками» (физфактор)?

И так и не появились работы на флоте.

Вообще – как ни странно, сам документ относит себя к документу, исполняющему абзац четвертый статьи 213 ТК РФ. Подход «новаторский». Ранее законодатель не разделял работы «разных абзацев», приказ 302н был един. Теперь по логике законодателя – должен (а кем? – полномочий, например, у  Минторговли на это нет) быть разработан такой же документ, регулирующий факторы для «пищевиков», торговли (а почему в рознице непродовольственных товаров нужен медосмотр? – на практике его не всегда делают, и бывает доказывают свою правоту), для работников детских учреждений и т.п.

Сделано это, скорее всего, не будет – потому что “иные” работы (в частности, из абзаца второго статьи 213 ТК РФ) включены во второй рассматриваемый в этой статье документ – приказ Минздрава № 29н…

Приказ Минздрава № 29н от 28 января 2021 г. регулирует непосредственно сам порядок прохождения медосмотров для работников – причем, включая указанные выше категории.

Текст документа – на сайте официальной публикации правовых актов РФ.

Скачать pdf также можно по этой ссылке

Какие новшества бросились в глаза (помимо возможности электронного документооборота – упоминание о котором появляется практически в каждом документе) и что пока остается прежним (по аналогии с 302н)?

Еще по теме статьи можно почитать:  Как проводить проверку знаний при вступлении в силу новых правил, 2021 год. Надо ли направлять работников в учебный центр для внеочередной проверки знаний

Перечислим.

Теперь в направлении надо указывать номер полиса обязательного или добровольного медицинского страхования.

Теперь взамен единого документа (“контингент”) необходимо разрабатывать список лиц, поступающих на работу, которым необходимо провести медицинский осмотр. Некоторая логика в этом есть, т.к. ранее контингент этого мог не учитывать (например, обязательные медосмотры для лиц до 18 лет, для переезжающих в районы Крайнего Севера и т.п.), ибо подразумевалось это все как само собой разумеющееся.

Но при этом в списке указывается наименование профессии (должности), наименования факторов и работ в соответствии с приложением к Порядку (! – есть и другие факторы, помимо установленных в совместном документе?), и (!) факторы, установленные при специальной оценке условий труда. Теперь вопрос – это означает, что Минздрав отчего-то решил, что проверять работника надо по всем факторам, которые определил эксперт по СОУТ?

Обязательно при предварительных медосмотрах проходят анкетирование (риски сердечно-сосудистых, риски хронических неинфекционных заболеваний и т.п.), ряд исследований (кровь, моча, ЭКГ, SCORE и т.д.), обязательное обследование некоторых врачей (терапевт, нарколог, невролог, психиатр).

Заключение может быть внесено в ЕГИС в сфере здравоохранения.

Далее рассмотрим внеочередные и периодические медосмотры.

Теперь основанием для внеочередного медосмотра стала и нетрудоспособность работника. То есть, после «больничного» работодатель вправе направить работника на медосмотр, чтобы убедиться в полном соответствии работника требованиям (в части здоровья).

Список лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, содержит ту же самую информацию, что и для предварительных. При этом в Роспотребнадзор в течение десяти дней списки отправляют только организации пищевой промышленности, общепита, торговли, водопроводных сооружений, медицинские и детские организации, а также «некоторых других работодателей» (указанных во втором абзаце статьи 213 ТК РФ – но которые не поименованы, и кому надо еще направлять списки в Роспотребнадзор, совершенно неясно).

На основании этих списков также составляют поименные списки.

К сожалению, из порядка никуда не ушел календарный план. На практике это не всегда осуществимо, и, более того, зависимость календарного плана от поименного списка, приведенная в «Порядке…», значительно усложняет деятельность и работодателя (например, в части соблюдения сроков медосмотра, в части актуальности информации о работниках при определенной текучке), и (реже) для медицинских организаций и учреждений.

Пунктом 40 установлены особенности прохождения медосмотров для лиц, длительное время работающих в опасных и вредных условиях труда (КУТ 4 и подклассы 3.1-3.4).

По итогам медосмотра работодатель, как и ранее, получает и «индивидуальное» заключение на работника, и заключительный акт.

Отметим, что никуда не ушла и обязательность заключения договора на медосмотры – которая значительно «усложняет» процесс; не появился механизм компенсации медосмотров работнику; не появилась возможность зачета медосмотров по той же должности и факторам (работам), если у нового работодателя они те же, как и у предыдущего, и не истекла периодичность прохождения.

Пристально рассмотрим перечень работ – тех самых, которые требуют медосмотра, и не указанных в «совместном» приказе.

Пункт 23 – работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, в организациях торговли, общепита, на пищеблоках)

Пункт 24 – работы на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей. Снова та же неопределенность – слесарь-сантехник ЖЭУ, обслуживающий водопроводные сети (осмотр и подтяжка сальников, и не более) вынужден будет проходить медосмотр. NB – почему никто не задумывается, что банальная установка водяных счетчиков должна по логике законодателя должным образом проверяться, должна иметься методика установки счетчиков (например, как быть с внесением загрязнений в систему при установке), счетчики должны «консервироваться» не смазкой, а иным образом, чтобы не «ухудшить» качество воды в водопроводе. Иными словами, если работников непосредственно на водоподготовке имеет смысл «проверять», то зачем это делать на обслуживании? А если и надо, то почему нет системного подхода, как, например, в пищевой промышленности?

Еще по теме статьи можно почитать:  Новое в спецоценке с 2023 года: вводятся особенности проведения спецоценки для малого бизнеса

Пункт 25 – работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Ранее существовал пункт, упоминающий «образовательные организации всех типов и видов». Теперь, формально, появляется «лазейка», позволяющая не проходить медосмотры при  осуществлении обучения лиц старше 18 лет (т.е. совершеннолетних). Наверняка, не велика беда, но логика замены неясна. Также, исходя из буквы, получается, что департамент образования и его работники подпадают под действие медосмотров в том же объеме, что и педагогический персонал школ и детских садов.

Пункт 26 – работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Собственно, сюда и «входят» как раз работники ЖЭУ. Кстати, пункт является «новаторским». Ранее необходимо было проходить только работникам «бытовой» сферы и то букве закона не всем.

Пункт 27 – работы в медицинских организациях. Анализ пункта опять порождает вопросы – исходя из буквы следует направлять медосмотры всех работников (даже немедицинский персонал, не контактирующий с пациентами)? Ранее такая неопределенность содержалась для торговли; когда неясно было, как поступать (в т.ч. при торговле непродовольственными товарами), и ряд работодателей подстраховывались и направляли на медосмотры не только персонал, непосредственно работающий с товаром (продавец, кладовщик), но и административно-управленческий (чьи рабочие места могли находиться и не непосредственно на торговой точке).

В заключение отметим, что снова и снова, несмотря на обращения и замечания при подготовке законопроектов, реалии существующих отношений отражены в документе не полностью.

Не будем останавливаться на неучтенных работах и необоснованных сложностях процедуры организации периодических медосмотров – о них и так уже сказано не мало.

Отметим еще один нюанс (скорее, связанный с системой в целом, нежели только с данным документом). Увы, системный анализ существующих нормативных актов полностью «устраняет» из правового поля индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и проводящих работы самостоятельно, и самозанятых лиц. Трудовой кодекс (и, соответственно, подзаконные акты) регулирует исключительно отношения «работник – работодатель», не распространяется на указанных лиц. Охрана труда, как таковая, до сих пор (в отличие от промышленной безопасности) есть часть только трудового законодательства, а не полноценное отдельное направление. Ссылка на правила по охране труда (если применимо) не может быть состоятельна, т.к. такие правила также распространяются только на работодателей (см. их преамбулу).

Применительно к здоровью и медосмотрам же, пока что ИП без наемных работников, непосредственно управляющий транспортным средством, например, должен проходить исключительно предрейсовый и послерейсовый медосмотр (т.к. такое требование есть в законодательстве о БДД). Разъяснений (не говоря уже о требованиях), позволяющих обязать ИП проходить периодический медосмотр (для управления транспортным средством), нет. Отношение к «самозанятым» таксистам (что, по сути, вообще запрещено по закону) вообще, несмотря на твердые требования к лицензиям и годности по здоровью, мягко говоря лояльное.

Таким образом, ни охрана труда, ни сопутствующие требования (в частности, медосмотр) до сих пор не применимы к значительному «пласту» работников. Формалистика разделения «наемников» и самозанятых создает порочную практику и такое «разделение совершенно не на руку конечному потребителю услуг – например, в дошкольном образовании и питании (да, да! – ваш репетитор может арендовать помещение и не проходить медосмотр, будучи негодным для работы с детьми; а ваш экспедитор может работать без санкнижки, перевозя продукты), и некоторых иных сферах деятельности или конкретных случаях.

© Область на островах

Понравилась статья? Тогда, переведи, пожалуйста, шесть российских рублей на наш кошелек. Все сборы идут на развитие сайта, оплату хостинга, рекламы (в т.ч. в соцсетях).